Племена днепро-донецкой культуры. В IV тысячелетии до н. э. племена днепро-донецкой культуры заселяли долину Среднего Поднепровья, Надпорожье, Левобережье Украины, среднее течение Северского Донца и значительную часть Полесья. Поселения этих племен известны и в южных районах Белоруссии. Только в пределах Украины обнаружено более 200 поселений днепро-донецких племен. Исследовано около 20 могильников — Мариупольский в Приазовье, Никольский, Лысогорский, Вовнигский I и II, Вильяновский в Надпорожье, Дериевский на Среднем Днепре, погребение возле с. Осиповка на р. Орели и др. Из числа днепро-донецких поселений, давших наиболее полную коллекцию находок — орудий труда, оружия, украшений и т. д.— можно назвать Бондариху на Северском Донце, Собачки в Надпорожье, Бузки вблизи Черкасс, Никольскую Слободку в Киеве, Грини на р. Тетерев, Моству в Восточной Волыни, Пустынку V на Днепре, в пределах Черниговской области и др.
Район распространения днепро-донецких племен определяется в основном по наличию своеобразной керамики с так называемым гребенчато-накольчатым орнаментом. В целом глиняная посуда еще очень примитивна, нередко остродонная, но уже хорошо орнаментирована различными узорами прямолинейно-геометрического стиля. Орнамент выполнен по сырой глине оттисками мелкозубчатого гребенчатого штампа, наколами или насечками кремневой пластинкой, иногда прочерчен острой палочкой.
Своеобразный тип гребенчато-накольчатой керамики, особый тип погребальных сооружений в виде коллективных усыпальниц, обряд погребения и ряд других признаков выделяют днепро-донецкие племена в отдельный этнографический комплекс неолитического времени. Территориально он был самым большим в пределах современной территории Украины.
Днепро-донецкие племена занимались охотой и рыболовством, а также скотоводством. Роль последнего в жизни населения отдельных районов днепро-донецкой культуры была неодинаковой — от минимальной на севере до значительной на юге. На поселениях Надпорожья того времени спрос на мясо на 80—95% удовлетворялся за счет домашнего стада, поэтому охота носила здесь эпизодический характер. На фрагментах керамики с поселения Бита-Литовская в районе Киева найдены отпечатки культурного ячменя, что свидетельствует о существовании начальной формы земледелия.
Многочисленное население днепро-донецкой культуры еще во второй половине раннего неолита начало продвигаться по Днепру на юг, в частности в Надпорожье, заселенное в то время племенами сурско-днепровской культуры. Происходил сложный процесс ассимиляции и вытеснения аборигенов, который в итоге завершился победой северных пришельцев. В середине IV тысячелетия до н. э. днепро-донецкие племена проникли дальше на юг — дошли до Приазовья и Северного Крыма.
Таким образом, средний период неолита на территории Украинской ССР был временем значительного преобладания среди первобытного населения северного кроманьонского элемента, в частности племен днепро-донецкой культуры, заселивших все Поднепровье и прилегавшие районы, вытеснив оттуда носителей более южных культур.
Продвинувшись далеко на юг, днепро-донецкие племена установили контакты с неолитическим населением Кавказа и племенами трипольской культуры, которые в начале IV тысячелетия до н. э. расселились на территории племен буго-днестровской культуры.
С развитием межплеменных связей на днепро-донецких поселениях в пределах современных Черкасской области и Надпорожья появляется типичная трипольская посуда, а в могильниках Надпорожья, в частности Никольском, обнаружены первые украшения из трипольской меди. Очевидно, с Кавказа в Приазовье и Поднепровье попадают и такие вещи, как каменные булавы, украшения из гешира — минерала, известного только на Кавказе. В Надпорожье найдены и первые украшения из золота. Все это, безусловно, свидетельствует о развитии обмена и, возможно, о значительных изменениях в социальной структуре днепро-донецких племен, у которых, видимо, уже сложился институт старейшин и патриархальные отношения были довольно развитыми.
История днепро-донепких племен насчитывает около 2 тыс. лет. Возникнув во второй половине V тысячелетия до н. э., они существовали до середины второй половины III тысячелетия до н. э., а в более северных районах Украины и в Белоруссии, очевидно, до конца III тысячелетия до н. э.
Днепро-донецкие племена Надпорожья и Приазовья, у которых ведущей отраслью хозяйства стало скотоводство и появились в обиходе изделия из меди, уже начали переходить к энеолитическому этапу исторического развития. Этот процесс, однако, был прерван в начале позднего неолита появлением в Поднепровье новых групп населения.
В позднем неолите, который охватывает почти все III тысячелетие до н. э., роль днепро-донецких племен в истории первобытного населения современной Украины резко уменьшается. Значительно сокращается и территория их расселения. Весь юг и средние широты, в том числе и Поднепровье, вплоть до Киева включительно, теперь заселяют трипольские и среднестоговские племена медного века юго-западного и юго-восточного происхождения. Местное дпепро-донецкое население частично ассимилируется, частично, очевидно, вытесняется.
Таким образом, если средний период неолита, особенно его первая половина, был временем значительного преобладания северных кроманьонцев, то в конце среднего и в позднем периодах неолита, т. е. в конце IV— в III тысячелетии до н. э., доминирующее положение занимали южные племена. Волна проникновения последних по Днепру на север, которая остановилась где-то возле современного Киева, не достигла, однако, северо-восточных районов Украины — места распространения культуры лесных охотников и рыболовов ямочно-гребенчатой керамики.