Античная культура, которую принесли в Северное Причерноморье греческие переселенцы, оказала очень большое влияние на духовный мир и социально-экономическое развитие местных племен.
Античная культура в своей основе была культурой классового общества — культурой рабовладельцев и рабов, богатых и бедных. Деление общества по социально-экономическому признаку нашло определенное проявление почти во всех ее областях. Но особенно ярко этот процесс сказался на дифференциации жилищной застройки городов (в центральных их частях обычно селились наиболее зажиточные граждане), на размерах, типах и декоре жилищ; на характере комплексов предметов быта. Так, дома богачей, такие, как у ольвийского Протогена, имели площадь более 500 м2 каждый. Их внутренние дворы окружались обычно со всех сторон портиками, в парадных помещениях полы были выложены галькой с сюжетными или орнаментальными мотивами, а стены помещений имели роспись. Однако известны и однокомнатные дома с дворами, не имевшими портиков, и с очень скромным декором помещения. Жителями таких домов, которые могли сдаваться и в наем, очевидно, были свободные, но самые бедные слои городского населения. Раб занимал небольшую каморку в доме своего хозяина.
Большая разница в положении богатых и бедных жителей хорошо прослеживается и в погребальных памятниках. Монументальные каменные склепы с курганными насыпями, расписанными стенами, богатым погребальным инвентарем — расписной посудой, ювелирными изделиями, различными украшениями и т. д.— принадлежали представителям высшей знати. Вместе с тем встречаются обыкновенные земляные могилы с одним или несколькими простыми сосудами или вовсе без них — захоронения беднейших жителей, а возможно, и рабов.
Культурную жизнь населения античных городов Северного Причерноморья можно проследить по многочисленным находкам того времени — памятникам официальной лапидарной эпиграфики — надписей, вырезанных на каменных плитах, содержащих тексты государственных законов, декретов, договоров и т. д. Судя по большому количеству граффити на обломках посуды, стилей — костяных палочек для письма — и других памятников, значительная часть населения античных городов была грамотной. Дети свободных граждан обычно получали начальное образование. Они обучались чтению, письму, счету. Известно, например, что разностороннее образование получил в молодые годы сын вольноотпущенника, представителя низших слоев общества, Бион Борисфенит (III в. до н. э.), впоследствии ставший известным философом. Дети старшего возраста учились в одно- или двухгодичной школах, где им преподавали риторику, философию, музыку. Для занятий спортом существовали специальные гимнасии. В частности, остатки такого гимнасия, построенного в IV — начале III в. до н. э., найдены в Ольвии.
Население северопричерноморских городов было неплохо знакомо с тогдашней литературой, в частности, с лирической и эпической поэзией. По свидетельству Диона Хрисостома, жители Ольвии даже в I в. н. э. читали
Гомера, почти все знали напамять «Илиаду». В городе также были свои поэты, которые перед битвами для поднятия боевого духа граждан читали стихи.
Значительного развития достигла музыкальная культура. В городах в театральных сооружениях устраивались концерты. Население охотно посещало выступления приезжих музыкантов. В этом плане интересен рассказ Полиена: в 80-х годах IV в. до н. э. во время войны Пантикапея с Феодосией один из навархов Гераклеи Понтийской, которая помогала Феодосии, родосец Мемнон, чтобы подсчитать количество населения Пантикапея, послал в город известного кифариста, считая что все жители соберутся на его выступление в театр. Были в причерноморских городах и собственные профессиональные музыканты Судя по надписям, скульптуре, живописи и изображениям на монетах, здесь были распространены лиры, флейты, трубы, кифары. Музыканты Северного Причерноморья были известны и за его пределами. До нас дошло, в частности, имя боспорца Исила (III в. до н. э.), учителя музыки, принимавшего участие в дельфийских соревнованиях.
Популярностью пользовались также театральные представления. Из источников известно о существовании театров в Ольвии, Херсонесе и Пантикапее, однако раскопан частично только театр Херсонеса, возникший еще в эллинистическое время и просуществовавший до VI в. н. э. Этот театр вмещал около 3 тыс. зрителей.
Большое значение в греческом обществе придавалось физическому воспитанию. В надписях упоминаются многие виды спорта, по которым проводились соревнования: бег, метание диска, копья и мяча, гимнастика, кулачный бой, плавание, бросание арка-па, соревнования конников, а также пятиборцев. Наряду с этими видами спорта, очевидно, значительного развития достигло искусство стрельбы из
лука. Из ольвийской надписи IV в. до н. э. известно, что один из лучников пустил стрелу на 282 оргии (521,7 м). Надписи из Ольвии свидетельствуют о том, что занимались спортом и участвовали в спортивных соревнованиях и весьма почтенные люди — архонты, стратеги и др. В Северном Причерноморье найдены панафинейские амфоры, которыми награждались победители панафинейских соревнований в Аттике. Это дает основание считать, что в этих соревнованиях выступали и представители северопричерноморских городов. В них принимали участие атлеты, гребцы и др.
Приобрели славу и некоторые ученые Северного Причерноморья — историки и философы. В частности, в III в. до н. э. в Херсонесе жил Сириек, описавший историю своего города. За свои труды Сириек былувенчан золотым венком, в его честь издан почетный декрет. В это же время жили уже упомянутый ольвиополит философ Бион Борисфенит и боспорянин философ Смикр. Родом из Ольвии был также автор ряда трудов по философии и истории Посидоний и философ школы стоиков Сфер, автор трудов «Три книги о Ликурге и Сократе» и «О лаконской политии». Популярностью пользовались также выходцы из Северного Причерноморья философ Дифил и Стратоник (I в. и. э.). В целом сведения об этих сторонах культурной жизни Северного Причерноморья весьма ограничены.
Искусство.
Более подробны сведения о прикладном и изобразительном искусстве античных городов Северного Причерноморья, в частности, об архитектуре, скульптуре, живописи и особенно об изготовлении металлических, деревянных, каменных, костяных и других художественных изделий. На первых этапах развития городов довольно значительное место занимал импорт художественных изделий из метрополии, сначала преимущественно из Ионии, а в классическое время — из Аттики. Начиная с V в. до н. э. стало развиваться собственное искусство, которое со временем играло все большую роль в жизни северопричерноморских городов и окрестных племен.
В начале существования античных государств искусство в них развивалось в том же направлении, что и в самой Греции. Но со временем здесь стали проявляться новые тенденции во всех областях искусства, в частности в градостроительстве, архитектуре общественных и культовых сооружений, в типах, конструкциях и декоре жилых домов и т. п. Несколько обособленное от античного мира, специфическое развитие северопричерноморских городов обусловило появление в искусстве оригинальных элементов, новых художественных образов. Не могли не сказаться на искусстве и влияния разноплеменного окружения, которые ярко проявились в конце эллинистического времени и особенно в первые века нашей эры. Местные влияния наиболее ярко проявились в искусстве Боспора.
Северопричерноморские греки, в частности ольвиополиты, следовали традициям античного градостроительства — размещения и застройки торгово-административных площадей — агори культовых участков — теменосов. В большинстве городов в границах отдельных районов использовался принцип регулярной прямоугольной планировки, а в Херсонесе это сделано в границах всего города.
От сооружений культового назначения до нас дошли только алтари (один из наиболее интересных открыт в Ольвии на культовом участке — теменосе), остатки фундаментов и отдельные ордерные детали — базы, барабаны стволов колонн, капители, части антаблементов и т. п. Здесь строились храмы антового, пери-стильного, периптериального и толосового типов, которые решались чаще всего в формах ионического или дорического ордеров. Коринфский ордер применялся ограниченно. Осуществлены научно обоснованные графические реконструкции таких храмов в Ольвии (антовый храм ионического ордера V в. до н. э., посвященный Аполлону Дельфинию), Пантикапее (ионический периптер начала V в. До н. э.) и на Таманском полуострове (толос с внешним портиком дорического ордера, расположенный в пери-стильном дворе, второй четверти III — середины II в. до н. э.). В архитектурных деталях этих сооружений, однако, не прослеживается специфических северопричерноморских особенностей. Из других реконструированных графически монументальных сооружений представляет интерес пританейон в Пантикапее (II в. до н. э.), двор которого с двух сторон окружен дорическими портиками. На архитектурных деталях этого сооружения остались следы полихромии. В Северном Причерноморье довольно большое распространение имел также аттический ордер, который чаще всего использовался при строительстве небольших зданий общественного назначения (например, гимнасий в Ольвии) и жилых домов. В планировке и объемных решениях последних, в частности, в наличии иногда целых подвальных этажей наиболее полно отображены местные особенности.
Высокого уровня в Северном Причерноморье достигло строительство и декоративное оформление погребальных сооружений — склепов. Самые значительные памятники этого рода открыты на Боспоре. Здесь уже в IV в. до н. э. возводили такие величественные сооружения, как склепы Царского и Золотого курганов с ложными (т. е. не дающими распора) сводами. Со временем распространились склепы с цилиндрическими сводами. Примерно с середины IV в. до н. э. в склепах появляются фресковые росписи. Полихромные росписи имитировали чаще всего обыкновенную кладку стены или ее ордерное оформление (так называемый структурный стиль). Самыми яркими памятниками этого направления являются росписи склепов III в. до н. э. первого кургана Васюринской горы и склепов вблизи Анапы (Таманский полуостров). Позднее над структурной росписью нижней части стены стали помещать сюжетные сцены. Так, в одном из пантикапейских склепов II в. до н. э. изображена сцена битвы пигмеев с журавлями. Очень интересным является также изображение всадника и женщины, сидящей около юрты, в склепе Анфестерия (II в. до н. э.— возможно, начало I в. н. э.). Монументальная живопись применялась также в общественных сооружениях и жилых домах.
К памятникам монументального искусства относятся полы с сюжетными или орнаментальными изображениями, выложенными из мелкой разноцветной гальки на известковом растворе. Они украшали парадные помещения богатых домов. Так, в одном из домов Ольвии III—II в. до н. э. в орнаментальной рамке вымощенного галькой пола изображены грифоны, львы, пантеры, кабаны. Пол из гальки со сценой умывания открыт в одном из херсонесских эллинистических домов.
Значительную художественную и познавательную ценность представляют собой надмогильные памятники — стелы. Сначала это были простые мраморные или известняковые плиты, иногда с надписями, обрамленные карнизом или фронтоном. С III в. до н. э. на стелах встречаются уже рельефы с изображением умерших, иногда их родственников, и сцены из жизни умерших. Интересными являются боспорские стелы IV—III вв. до н. э., в росписях которых прослеживаются аттические художественные традиции (это, в частности, стелы с изображением Апфы — жены Афинея — и воина), а также портрет юноши из Херсонеса (IV в. до н. э.), нарисованный восковыми красками на каменном надгробии.
Судя по многочисленным находкам скульптур, их фрагментов и постаментов, в античных городах Северного Причерноморья устанавливалось много скульптур богов, героев, в основном греческого пантеона, а также, возможно, отдельных, особенно выдающихся деятелей античных государств и других лиц. Большие по размеру статуи обыкновенно устанавливались как в храмах, так и на открытом воздухе, чаще всего на культовых участках или в сооружениях культового назначения. Известны, например, статуя богини Астары с Таманского полуострова (вторая половина IV в. до н. э.), статуя Диониса из Пантикапея (начало IV в. до н. э.) и др. Однако до нас в основном дошли скульптуры, предназначенные для небольших закрытых помещений. Это статуи Диониса из Тиритаки, Афины, Кибелы и Артемиды из Ольвии, Афродиты из Херсонеса и др.
Многие скульптуры, особенно классического и эллинистического времени, были привозными и представляли собой первоклассные копии произведений таких выдающихся древнегреческих скульпторов, как Пракситель и Скопас. В Ольвии, в частности, найден постамент статуи с подписью Праксителя.
Очень большое распространение в Северном Причерноморье, как и вообще в античном мире, имели терракотовые изделия — изображения богов, актеров, сюжетных сцен, архитектурные детали, игрушки и т. п., расписанные красками. Много их попадало в Северное Причерноморье из разных городов Греции. Но часть изготовлялась непосредственно на месте — формы для изготовления терракот и следы их производства обнаружены почти во всех крупных северопричерноморских городах.
Высокого уровня достигло в античных городах Северного Причерноморья, особенно в Ольвии и на Боспоре, изготовление художественных украшений из благородных и цветных металлов, поражающих своим техническим совершенством и высоким художественным мастерством исполнения.
На значительной части изделий изображены сцены из жизни и быта скифов, выполненные с большой этнографической достоверностью. Поскольку заказчиком большинства этих вещей была верхушка скифского общества, преобладающее количество изделий создавалось по их вкусу. Среди них есть такие шедевры мирового искусства, как золотой гребень из Солохи, в верхней части которого изображена сцена боя между всадником и двумя пешими воинами; серебряная амфора из Чертомлыкского кургана со сценой укрощения диких лошадей;
электровая ваза из Куль-Обы, на которой изображены сцены из жизни скифских воинов; серебряная чаша из Гаймановой Могилы и совсем исключительный памятник греческой торевтики — золотая пектораль из Толстой Могилы со сценами из скифского быта и борьбы зверей.
Довольно значительное распространение имела высокохудожественно оформленная импортная посуда —чернолаковая, черно- и краснофигурная (килики, кубки, различные кувшины, блюда для рыбы и др.). На сосудах изображались мифологические сюжеты, в частности связанные с легендами о Северном Причерноморье, сцены охоты и войны, жанровые картинки и пр. Наряду с импортной в быту северопричерноморских греков была распространена, особенно в эллинистическое время, продукция местного керамического производства — простая и чернолаковая керамика, украшенная орнаментом, выполненным накладными красками; так называемые полихромные вазы с сюжетными изображениями и др. Керамика, а также другие виды прикладного искусства, достигшие высокого уровня совершенства,— глиптика, резьба по кости, художественное литье различных украшений, чеканка монет с изображением богов, героев, царей, а иногда и различных сооружений того времени — храмов, укреплений,— были своеобразным образцом для искусства всего Северного Причерноморья, влияли на ускорение развития культуры местных племен. Слияние северопричерноморских античных и местных традиций видно в культуре не только, например, Боспора, но и нижнеднепровских городищ, а также Скифского государства в Крыму, особенно его столицы — Неаполя скифского.
В градостроительстве и архитектуре древние традиции в первые века нашей эры сочетаются с новыми элементами, связанными в первую очередь- с римской провинциальной школой. Установился тип небольшого города-крепости с довольно четкой системой планировки (Илурат). Появились новые типы сооружений (цитадели, термы), элементы декора (декоративные разноцветные мраморные плитки и т. д.), конструкции и материалы (гипокаусты, обожженный кирпич, известковые растворы в строительстве специальных сооружений).
Но конструкции стали более примитивными и одновременно массивными, качество строительства значительно ухудшилось. На рубеже нашей эры, а возможно, еще раньше, судя по изображениям на монетах и погребальных стелах, в архитектуре Боспора распространился нетипичный для Средиземноморья пятиколонный храм. Именно таким был, очевидно, пантикапейский храм, посвященный царю Аспургу (23 г. н. э.).
Значительно расширилось строительство монументальных каменных склепов, которые раньше были типичными главным образом для Боспора. Следует вспомнить склепы, построенные впритык к оборонительной стене Херсонеса, склепы Еврисивия и Ареты и так называемого Зевсова кургана в Ольвии. В строительстве склепов широко применялись цилиндрические своды. На Боспоре, как и раньше, склепы продолжали расписывать, однако в это время росписи обычно уже не отображали тектонику сооружения— четкое расчленение на несущие и несомые элементы часто отсутствовало. Существует мнение, что именно в отходе от ордерных традиций следует усматривать местные влияния. Характер росписи склепов дает основание считать, что уже с конца I в. до н. э. эти работы выполняли главным образом местные мастера в традициях IV—III вв. до н. э.
В I в. н. э. на Боспоре распространился так называемый цветочный, а немного позже — инкрустационный стиль. Одним из интереснейших памятников цветочного стиля являются росписи склепа Деметры в Керчи (I в. н. э.). Здесь наряду с изображением на стенах и в северной люнетте декоративных гирлянд и виноградных лоз в центре потолка мастерски изображена голова Деметры, а в южной люнетте — сцена из мифа о похищении Плутоном, богом подземного царства, Коры — дочери Деметры. Слияние во II в. н. э. упомянутых стилей привело к возникновению таких выдающихся памятников, как росписи так называемого Стасовского склепа в Керчи. Стены в нем выдержаны в инкрустационном стиле с введением архитектурных деталей, а центральная часть потолка — в цветочном. Из изображений в люнеттах наибольший интерес представляют батальные сцены с участием греков и сарматов. Из других памятников следует отметить росписи стен склепа II в. н. э., открытого в 1975 г. в некрополе Горгиппии. Здесь в реалистической манере изображены сцены из жизни и 12 подвигов Геракла —борьба со львом, лернейской Гидрой и др., бытовая сцена трапезы, напротив входа в склеп — две сидящие фигуры и фигура юноши, стоящего перед ними,— возможно, те, кто похоронен. Также интересна роспись внутренних стен каменного боспорского саркофага конца I в. н. э. На одной из них можно видеть мастерскую художника, в которой между колоннами развешаны портреты. Перед художником — ящик с красками, немного дальше — мольберт. На остальных стенах саркофага представлены музыканты, пигмеи-танцоры, сцена загробной трапезы и др.
Из надмогильных памятников I— II вв. н. э. дошли до нас небольшие статуи, изображающие похороненных, и стелы с рельефами (последние доминируют). На рельефах стел представлены сцены погребальных трапез, погребенные в роли героев, стоящие фигуры в обычном убранстве, иногда вооруженные, всадники в одежде кочевников и т. д. На стелах Боспора стали помещать по два и даже по три рельефа с одной стороны. Именно в рельефах этих стел наиболее полно отразились особенности местной боспорской скульптуры: плоскостность, статичность, графичность в исполнении рельефных деталей, фронтальность постановки фигур, наличие в ряде случаев индивидуальных портретных изображений, а также этнической характеристики, применение полихромии.
Для первых веков нашей эры характерны также статуарные скульптуры, изображавшие античных богов, царей, выдающихся деятелей (например, мраморная статуя Неокла из Горгиппии — конец II в. н. э., бронзовый бюст царицы Динамии), а также животных (мраморная статуя льва изПантикапея) и др. В общем скульптура местных мастеров в указанный период была более грубой и несколько более примитивной, чем античные образцы, но в ней довольно выразительно прослеживаются особенности, возникшие благодаря местным влияниям.
Значительного развития в это время, особенно на Боспоре, достигло также искусство торевтики. Здесь наряду со штампованными, довольно грубо выполненными украшениями создавались ювелирные изделия, своей многоцветностью и пышностью отвечающие вкусам сарматских племен. Типичные ювелирные украшения боспорских мастеров найдены, в частности, в сарматских захоронениях вблизи с. Ковалевка Николаевской области и в Нижнегорском районе Крымской области. Сочетание золота и цветных камней, применение геометрического полихромного узорчатого рисунка полностью отвечали принципу инкрустационного стиля, который на Боспоре во II в. н. э. применялся в декоре архитектурных сооружений.
Следует отметить, что традиции местных племен в искусстве Северопричерноморских городов довольно ярко проявились не только на Боспоре, который по праву считается художественным центром сарматского мира, но и в других городах, в частности в Тире.
Религия.
Тесное взаимодействие культур двух миров во многом проявилось также в политеистических религиозных представлениях как местных племен, так и населения античных городов. Ряд основных божеств у тех и других были связаны с аналогичными культами. Об этом, в частности, рассказывает Геродот, который сравнивает самого почитаемого скифского бога Папая с Зевсом, богиню Табити — с Гестией, бога войны называет Ареем.
Религия античных городов Северного Причерноморья, особенно в начале их существования, была единой с религией метрополии. Здесь поклонялись Зевсу, Афине, Аполлону, Артемиде, Кибеле в различных ипостасях, Гераклу и др. Особо почитались божества, связанные с земледелием и плодородием: Деметра, кора Персефона, Дионис. В различных частях Северного Причерноморья прослеживаются местные особенности в значении отдельных культов. Так, в ряде районов Северо-Западного Причерноморья первостепенное значение имел культ Ахилла, в Ольвии — Аполлона Дельфиния и Зевса Ольбиоса, в азиатской части Боспора — Афродиты Апатуры и т. д. Для отправления культовых церемоний существовали специальные священные участки, строились храмы, многочисленные алтари, посвященные отдельным божествам. Постепенно в религиозные представления жителей античных городов Северного Причерноморья проникают элементы культов божеств местного, негреческого происхождения. В Херсонесе, например, распространился культ таврской богини Девы.
Влияние культуры местных племен особенно усилилось на рубеже нашей эры. Кроме того, в это время в искусстве античных городов-государств появляются и элементы романизации. Таким образом, греческое в своей основе искусство в ходе самостоятельного развития под влиянием различных контактов, особенно в первые века нашей эры, приобретает многие оригинальные черты, что дает возможность говорить о формировании локального, северопричерноморского варианта античной культуры.
В идеологических представлениях наряду с сохранением культов предыдущих времен как греческих в своей основе (Аполлона, Зевса, Ахилла, Гермеса и др.), так и местных (например, богини Девы в Херсонесе) усиливаются сарматские, отчасти скифские, фракийские, иранские, египетские элементы. Развиваются культы синкретических божеств. В частности, в Пантикапее возрастает роль почитания главного бога, в основе которого лежал культ Зевса, а также элементы фракийского культа Сабазия и, возможно, сарматского конного бога. Появление на Боспоре в первые века пашей эры культа единого бога характерно для позднеантичного общества в период его разложения и свидетельствует о постепенном переходе к монотеизму.
В начале IV в. п. э. на Боспоре уже существует христианская община, представитель которой — боспорский епископ Кадм в 325 г. н. э. принимал участие в первом Никейском соборе. Распространяется здесь также культ римских императоров.
Тысячелетняя эпоха античной цивилизации в Северном Причерноморье глубоко отразилась на жизни и культуре поколений последующих времен.
Чисто эллинские, сначала чуждые для окружающей среды античные города и поселения Северного Причерноморья в ходе своего дальнейшего развития стали составной органичной частью всего северопричерноморского мира. Постоянное взаимодействие между окружающими племенами и античными городами обусловило создание своеобразного варианта античной культуры.
В результате взаимного проникновения этих миров создались предпосылки для возникновения государств со смешанным населением, состоящим из греков и туземного населения, которое, в частности, в Боспорском государстве было представлено племенами синдов, меотов, скифов и др.
Прогрессивная роль античных северочерноморских городов состояла прежде всего в том, что они оказали влияние на ускорение социально-экономического и политического развития местных племен, формирование у них классового общества, развитие их экономики, культуры, идеологических представлений. В результате тесных контактов с античными городами племен Северного Причерноморья они были втянуты в постоянные взаимоотношения с самой передовой для того времени античной культурой. Античные традиции вошли составной частью в культуру местных племен. Этот процесс коснулся не только скифо-сарматских и зарубинецких племен. В сферу контактов с античной культурой были также втянуты и носители многоэтничной черняховской культуры, памятники которой полосы Лесостепи и прилегающей к ней части Степи, по мнению большинства исследователей, принадлежат, как и зарубинецкие, к ранне-славянским. Много предметов античного происхождения (амфоры, краснолаковая и стеклянная посуда, металлические и другие украшения и т. д.) найдено при раскопках могильников и поселений предков славян, занимавших большую территорию бассейнов Поднепровья, Побужья, Поднестровья. В процессе их тесных взаимоотношений с северопричерноморскими античными государствами в области экономики, прежде всего торговли, и культуры обе стороны на протяжении более пяти веков оказывали значительное взаимное влияние.
Модифицированные под влиянием византийской культуры античные традиции через раннесредневековые города, возникшие на месте некоторых старых античных центров, дошли в определенной степени и до Киевской Руси.