Племена культур шнуровой керамики. Вопрос о происхождении и историческом развитии племен культур шнуровой керамики остается одним из острых в истории древней Европы, поскольку речь идет об этнических корнях многих европейских народов. По мнению многих лингвистов и археологов, эти племена принадлежали к одной из групп древних индоевропейцев — предков славян, балтов и германцев.
Исследователи считают, что формирование культур шнуровой керамики представляло собой сложный диалектический процесс, в котором наряду с местными племенами не последнее место принадлежало степным племенам Восточной Европы. Черты общности племен культур шнуровой керамики со степным миром особенно заметны па раннем этане их существования. Эти черты проявились, в частности, в увеличении удельного веса скотоводства, возникновении и оформлении шнуровой орнаментации на глиняной посуде, распространении ритуального окрашивания умерших, которых засыпали красной охрой как символом очищающего огня, т. е. в том, что объединяло все культуры Восточной Европы еще в медном веке. Племена культур шнуровой керамики восприняли от степных племен и курганный обряд погребения умерших.
Па современной территории Украины известны племена культур шнуровой керамики: среднеднепровской, подкарпатской, городокско-здолбицкой и стжижовской.
Племена среднеднепровской культуры занимали лесные районы Верхнего и Среднего Поднепровья и граничили со степными скотоводческими племенами. Эта группа племен основывала свои поселения на высоких холмах днепровских берегов, на возвышенностях в поймах, а также на боровых террасах. Жилища строили наземные, прямоугольной формы. Некоторые из них были разделены перегородками на две части. Двускатная крыша держалась на столбах. Для обогрева выкладывали очаги из камня. В жилищах и возле них открыты хозяйственные ямы. Одно из таких поселений исследовано в урочище Исковщина, вблизи г. Канева. Племена среднеднепровской культуры изготовляли кругло-донные и плоскодонные горшки, сосуды колоколовидной формы, кубки, миски, украшенные углубленным геометрическим орнаментом и оттиском шнура.
Погребальный обряд среднеднепровских племен (трупоположение и трупосожжение в курганах и грунтовых могильниках) свидетельствует об их этнической неоднородности.
Среднедпепровские племена вели обмен с соседними и отдаленными племенами. Путем обмена они получали бронзовые изделия, изготовленные из кавказского и прикарпатского металла. Это преимущественно орудия труда (шилья, ножи, топоры), оружие (листовидные наконечники копий) и украшения. В Киеве найден набор металлических украшений, что свидетельствует о существовании связей между среднеднепровскими племенами Поднепровья и племенами культур шнуровой керамики Волыни и Западного Подолья. Среднеднепровские племена поддерживали тесные связи со степными племенами катакомбной культуры Северного Причерноморья, от которых получали металлические изделия, а также с близким им населением фатьяновской культуры Волго-Окского бассейна.
Одно из объединений племен культур шнуровой керамики занимало территорию польского и украинского Прикарпатья и соседние с ним районы Подольской возвышенности. В его состав входили краковско-сандомирская, верхнеднестровская, любачевская и подольская группы племен, получившие название подкарпатской культуры.
Основные сведения об этих племенах дают погребальные памятники. До сих пор открыты лишь следы кратковременного поселения вблизи с. Кавское Львовской области. У племен верхнеднестровской и любачевской групп существовал обычай хоронить умерших под курганными насыпями. Подобно племенам среднедпепровской культуры, они хоронили умерших по обряду трупоположения и трупосожжения, а в подольской группе обнаружены погребения в каменных гробницах, которые, вероятно, были семейными усыпальницами.
Племена подкарпатской культуры шнуровой керамики имели связи как с близкими, так и отдаленными племенами. В погребениях встречаются металлические топоры кавказского типа, височные подвески иволистной формы, которые были распространены у племен межановицкой культуры на современной территории Польши, а также египетские фаянсовые бусы.
Значительная часть территории Волыни была заселена племенами городокско-здолбицкой культуры шнуровой керамики. Их поселения располагались па высоких берегах рек и озер, а в Полесье — па возвышениях в пойме.
Поселения, открытые у сел Городок, Зозов, Здолбица Ровенской области, имели наземные жилища из дерева и глины, которые разделялись перегородками па две части. Встречается и более сложный тип жилищ, построенных из двух частей — наземной и углубленной. На некоторых поселениях обнаружены остатки мастерских кремневых орудий. Известны и шахты, где добывали кремень. Одна из них находилась на Городокском поселении.
Племена городокско-здолбицкой культуры хоронили умерших под курганными насыпями, в грунтовых ямах и каменных гробницах, а последние свидетельствуют о генетических связях с предшествующими местными племенами культуры шаровидных амфор. Общим признаком племен городокско-здолбицкой культуры следует считать наличие однотипной посуды — амфор с ручками и кубков, украшенных оттисками шнура.
Еще одна группа племен так называемой стжижовской культуры занимала северо-западную часть Волыни и восточную часть Люблинской возвышенности, где расселялась на склонах берегов рек, мысах и на возвышенностях среди болот. Для нее, как и для описанных выше племен, был характерен активный обмен. Па-ходки в селах Стеблевка и Липа на Волыни кладов металлических изделий, аналогичных изделиям племен Центральной Европы, занимавших современную территорию Чехословакии и Польши, свидетельствуют о межплеменном обмене значительного территориального масштаба. Это подтверждается и находками в погребениях вблизи сел Рациборовица и Малые Скоморохи (ПНР) египетских пастовых бус, которые датируются XVIII династией, т. е. временем около 1567—1320 гг. до н. э.
Расселение племен культур шнуровой керамики в районы с разными природио-географическими условиями и историческими традициями обусловило некоторую специфику их хозяйства и быта, хотя они и стояли на одинаковом уровне экономического и общественного развития. В основе их хозяйства лежало приселищное скотоводство и мотыжное земледелие при подсечно-огневой системе. Сеяли пшеницу, отпечатки зерен которой найдены на горшках в погребениях возле с. Долинка Черкасской области, а также ячмень, просо, горох и бобы. Собирали урожай при помощи кремневых серпов.
Характер хозяйственной деятельности требовал постоянного изготовления определенного количества разнообразных орудий труда. У этих племен значительного уровня достигла обработка камня и кремня. Подобно тому, как у степных племен металлообработка, развившись в отдельную отрасль, требовала овладения довольно сложной техникой, у племен культур шнуровой керамики обработка камня тоже требовала специальных навыков и умения, высокого мастерства. Остатки мастерских на месте добычи камня найдены возле г. Ровно. Особенно тщательно обрабатывали каменные клиновидные шлифованные топоры, молоты, тесла. Из кремня делали серпы, скребки, ножи, сверла, наконечники стрел и копий. Изготовление их в большом количестве не только обеспечивало собственные нужды, но и давало излишки для обмена с другими племенами, в частности на Подолии, в Прикарпатье и на территории современной Польши.
Вспомогательную роль в хозяйстве играли рыболовство, охота и собирательство. Племена культур шнуровой керамики жили в условиях патриархально-родовых отношений. Погребальный ритуал свидетельствует об особом положении мужчин. Некоторые погребения выделяются богатством инвентаря, что указывает на существование имущественной дифференциации.
Идеологические представления племен культур шнуровой керамики связаны с верой в потустороннюю жизнь как продолжение земной. У них существовали культы, связанные со скотоводством, земледелием и охотой. Поклонялись они солнцу и верили в очистительную силу огня.