С III в. до н. э. начинается заключительный период истории скифов Северного Причерноморья, характеризующийся дальнейшим развитием у них государственности и переходом к городской жизни. После смерти Атея (339 г. до н. э.) могущество Скифии ослабевает и владения ее на востоке и западе значительно сокращаются. Основная часть земледельческого и кочевого населения под натиском сарматов отходит на Таврический полуостров. По свидетельству Страбона, территория Степного Крыма вместе с прилегающей к пей областью за Перекопским перешейком до Днепра стала называться Малой Скифией. Остальная часть скифского населения перекочевывает «за Тиру и Истр» в область Добруджи, также получившей название Малой Скифии. Территория Каменского городища сокращается до пределов акрополя. Центр скифов переносится в Крым, где, как и на Нижнем Днепре, какая-то часть их оседает, остальные продолжают вести кочевой образ жизни, занимаясь войной и сбором дани.
В III в. до н. э. на перекрестке древних торговых путей в долине Салгира скифы основывают значительный укрепленный пункт, защищенный каменными оборонительными стенами, получивший греческое название Неаполь (Новый город). После утверждения скифов в равнинной части Крыма оживляются их торговые связи с греческими городами Северного Причерноморья. Главными пунктами ввоза были Херсонес и города западного побережья.
В связи с изменением экономической конъюнктуры в Восточном Средиземноморье и наступлением сарматских племен в III в. до н. э. происходит временное ослабление греческих городов Северного Причерноморья. Ярким доказательством этого служит декрет в честь Протогена, в котором описывается тяжелое экономическое положение Ольвии, обусловленное постоянным натиском кочевников.
Воспользовавшись благоприятной для себя ситуацией, скифские цари подчиняют Ольвию, налагают дань на Боспор и начинают вести активное наступление на причерноморские города западного побережья Крыма. Свободный доступ к морю открывал для них возможность вступить в непосредственные сношения с греческими государствами Средиземноморья и Причерноморья и расширить сферу своей торговой деятельности, избавившись от посредничества Херсонеса и Боспора. Первыми подверглись нападению греческие города на северо-западном берегу полуострова, основанные Херсонесом для контролирования прилегающей к ним земледельческой окраины. Это привело к военным столкновениям скифов с Херсонесом и положило начало их длительной борьбе.
После одного из очередных набегов скифов Херсонес обратился за помощью к сарматской царице Амаге, жене царя Медосакка. В это время сарматы в Причерноморье представляли собой уже значительную политическую и военную силу. Освободив Херсонес от скифов, Амага убивает скифского царя и передает царскую власть его сыну, обязав его прекратить нападения на Херсонес. Крымские скифы на некоторое время попадают в зависимость от сарматов. Однако вскоре они восстанавливают свои силы и освобождаются от нее.
Наибольшего расцвета Малая Скифия достигает во II в. до н. э. в годы правления царя Скилура, имя которого называет ряд античных авторов. Известно оно и по эпиграфическим надписям и монетам. Скульптурные портреты Скилура и его сына Палака сохранились на мраморном рельефе, обнаруженном в Неаполе скифском. В то время скифское государство на востоке граничило с Боспорским царством; на юге — доходило до предгорий Крыма, населенных таврами; на севере в него входили области на Нижнем Днепре, в том числе и Ольвия, где скифский царь Скилур стал чеканить свою монету. На западном берегу полуострова скифы захватили главные гавани — Керкинитиду, Калос Лимен — и ряд других греческих укрепленных пунктов, превратив их в свои крепости.
Неаполь, ставший в это время главной резиденцией скифских царей, превращается в крупную крепость и дополнительно укрепляется защитной стеной и прямоугольной башней у главных ворот. В городе воздвигаются дворцовые здания с портиками, украшенными мраморными и бронзовыми статуями. Стены некоторых зданий покрываются красочной росписью. На главной площади устанавливается конная статуя царя Скилура. Там же находились статуи Зевса, Афины и Ахилла Понтарха, поставленные в честь этих богов выходцем из Родоса греком Посидеем, переселившимся в Неаполь скифский из Ольвии. Как видно из надписей на этих статуях, он исполнял обязанности наварха—командующего скифским флотом — и одержал победу над сатархеями, занимавшимися пиратством. Возле главных ворот Неаполя был построен каменный мавзолей, ставший усыпальницей скифских царей и представителей знати. Против ворот находилось общественное зернохранилище, а на восточной окраине города — большой искусственный водоем.
В это же время скифы возводят ряд укрепленных поселений в центральных предгорьях Крыма. В античных источниках кроме Неаполя скифского упоминается еще три укрепления: Хабеи, Палакий и Напит, служившие Скилуру и Палаку опорными пунктами во время войны с
Митридатом. В Западном Крыму сохранились до нашего времени остатки четырех крупных скифских укрепленных поселений городского типа с двойной линией обороны в виде рвов, валов и каменных стен с башнями.
Укрепленные поселения появляются в конце III — во II в. до п. э. и на северной окраине Малой Скифии, по обоим берегам Нижнего Днепра; многие из них возникли на месте более ранних скифских поселений IV— III вв. до и. э. Названия ряда населенных пунктов на берегах Днепра приводятся у Птолемея (II в. н. э.). Это — Азагарий, Амадока, Cap, Серим, Метрополь, Ольвия или Борис-фен, а по рукаву Днепра: Леин, Сарбак и Ниос. В настоящее время на берегах Днепра и его притоках известно 16 укрепленных поселений. Шесть из них подвергались раскопкам: у сел Золотая Балка, Гавриловна, Николаевка и Красный Маяк — на правом берегу и у сел Знаменка и Любимовка — на левом. Площадь каждого из них варьируется от 3 до 32 га. Вблизи сел Золотая Балка, Николаевка и Красный Маяк раскапывались могильники.
Находясь во враждебном окружении надвигавшихся с востока сарматов, а с запада — кельских и гетских племен, основатели нижнеднепровских укрепленных поселений превратили их в стройную оборонительную систему, контролируемую с обоих берегов. Подобно крымским укрепленным поселениям, они располагались на выгодных в стратегическом отношении высоких берегах и прибрежных холмах Днепра и были окружены двойной линией обороны, состоявшей из акрополя и внешнего города, защищенных каменными оборонительными стенами двухпанцирной кладки с башнями, а также валами и рвами.
Во II в. до н. э. Скифское царство входит в более оживленные торговые связи с приморскими центрами. При посредничестве Херсонеса оно завязывает сношения с Косом, Книдом, Синопой и Родосом, занимавшим преобладающее место. В это время налаживаются тесные взаимосвязи Неаполя с Ольвией, с которой поддерживали оживленный товарообмен и обитатели нижнеднепровских укрепленных поселений. Ольвия служила для них основным посредником в сношениях с античным миром. Из Ольвии ввозились: малоазийская краснолаковая посуда, дешевое косское вино и другие товары. Все это при посредстве жителей нижнеднепровских укрепленных поселений переправлялось далее на север, в глубь страны — к носителям зарубинецкой культуры.
Сын Скилура Палак продолжал внешнюю политику своего отца. Во время его правления участились вооруженные столкновения с Херсонесом, которые постепенно перешли в открытые военные действия. Отряды скифов подступили к стенам Херсонеса. Это вынудило его жителей обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату Евпатору, который стал на сторону Херсонеса и Боспора.
Война велась с переменным успехом. Наконец, Диофанту, полководцу Митридата, удалось нанести решительное поражение Палаку, выступавшему в союзе с роксоланами. Войска Диофанта овладели скифскими крепостями Хабеями и Неаполем. Херсонес и Боспор признали протекторат Понтийского царства.
Немного позднее Рим одержал победу над войсками Митридата и с 63 г. до н. э. установил контроль над Боспором.
После поражения в войне Скифское царство в Крыму переживает временный упадок. От него отпала Ольвия. Боспор прекращает платить дань. С подчинением античных городов могущественной Римской империи скифы, ослабленные в борьбе с Диофантом, не в силах уже были продолжать на них активное наступление. Возможно, их отдельные разрозненные группы еще совершали набеги на соседние греческие города, о чем может свидетельствовать сооружение боспорским царем Асандром в конце I в. до н. э. земляного вала для защиты западных границ своего государства. Но никаких сведений о важных событиях в жизни Скифского государства и его политических деятелей в источниках этого времени нет. По-видимому, скифы постепенно накапливали силы после поражения, нанесенного им Диофантом. В I в. н. э. они опять предпринимают военные действия против Ольвии, Херсонеса и Боспора.
Ольвия снова попадает в зависимость от Скифского царства. Заинтересованные в торговле скифы принимают участие в ее восстановлении после гетского разгрома. В правление Фарзоя и Инисмея, чеканивших в течение 35—45 гг. в Ольвии золотые и серебряные монеты, наблюдается новый политический и экономический подъем Скифского государства. Подтверждением этому могут служить монеты, надписи и археологические материалы.
В долинах рек, на возвышенных местах в Крыму возникает большая сеть укрепленных поселений и селищ. Названия шести городов и целого ряда других населенных пунктов приводит Плиний Старший (I в. н. э.), который Малую Скпфию именует Таврикой. Он отмечает, что внутри страны живет 23 племени, а по горному хребту — скифо-тавры, что указывает на происшедшее этническое их смешение. В это время на Перекопском перешейке был сооружен ров и вал. Там, по Плинию, находился город Тафры. В наше время в Крыму открыто 34 городища и почти столько же селищ. Они расположены главным образом в предгорьях центральной и юго-западной части Крыма. Большинство из них относится к первым векам н. э.
Столица скифов — Неаполь скифский укрепляется новыми панцирными стенами. В нем сооружаются новые здания с фресками в стиле боспорской живописи. На северной окраине появляются вырубленные в скалах семейные усыпальницы для царских дружинников и их семей.
В первых веках нашей эры снова устанавливаются тесные связи скифов с южнопонтийскими центрами. Из них в Неаполь скифский доставлялись черепица, амфоры, краснолаковая посуда, разные металлические изделия и украшения. Значительное место в торговле Неаполя занимала херсонесская продукция. Возобновляются торговые связи с Ольвией. Как сообщает Дион Хрисостом (I — начало II в. н. э.), «Ольвия продавала соль большинству варваров, а также эллинам и скифам, живущим на Таврическом полуострове». Оживляется товарообмен между Ольвией и нижнеднепровскими укрепленными поселениями. На рубеже нашей эры здесь получает развитие каменное домостроительство; проводится частичная реконструкция и дополнительное укрепление оборонительных стен. Увеличивается приток краснолаковых изделий из Пергама, Самоса, а также местных ольвийских изделий и завоз вина и оливкового масла из южнопонтийских центров.
Укрепив свои политические и экономические позиции во время правления Фарзоя, скифы возобновляют наступление на Херсонес. Они вторично отнимают у него Калос Лимен и Керкенитиду, которые Арриан называет уже «скифскими крепостями». Это вынуждает Херсонес обратиться за помощью на этот раз к Риму. В 62 г. н. э. Нерон высылает в Крым военную экспедицию во главе с легатом (правителем) Нижней Мезии Плавтием Сильваном. Последний отразил натиск скифов, но Херсонес поплатился за это своей независимостью, подпав под власть Рима.
С середины II в. н. э. мирные отношения Ольвии со скифами снова нарушаются. В целом ряде эпиграфических источников того времени упоминается о неоднократных нападениях на Ольвию скифов и сарматов и «встречах» ольвийских деятелей со скифскими и сарматскими царями. В одной из ольвийских надписей II в. н. э. сообщается, что ольвийским стратегам удалось «свести на толпы супостатов трофейную победу». Однако им не всегда удавалось справляться с натиском врагов собственными силами. После очередного набега тавро-скифов, как сообщает Юлий Капитолин, римский император Антонин Пий (138—161) посылает из Нижней Мезии подкрепление ольвийскому гарнизону для защиты города. Один из римских отрядов, входивших в состав XI Клавдиевого легиона, проник в глубь Крыма (его стоянка обнаружена на поселении Альма-Кермен, на левом берегу Альмы). В конце II в. н. э. в Ольвии усиливается римское влияние, и при Септимии Севере (193—211) она включается в состав римской провинции.
В первых веках нашей эры Скифское царство продолжало соперничать с Боспором, что приводило к столкновениям между ними. Постоянная военная опасность со стороны скифов и сарматов вынуждала боспорских царей заботиться об охране своих границ, ремонтировать оборонительные стены и возводить новые крепости. Одной из них на Боспоре в I—III вв. н. э. был Илурат. Столкновения между скифами и жителями Боспора нашли отражение в ряде надписей боспорских царей Аспурга, Котиса II и Савромата II. В них говорится о победе над скифами, таврами и сираками и о присоединении «по договору» Таврики к боспорским владениям. Как видно из этих источников, скифы терпели поражения и постепенно теряли свое былое политическое значение.
Занятия и материальная культура.
Скифское население, обитавшее в сельской местности, продолжало заниматься земледелием, которое в первые века нашей эры оставалось основой экономической жизни во всем Северном Причерноморье. Скифы выращивали ячмень, пшеницу, просо, полбу двузернянку, виноград. Занимались садоводством и виноделием, применяя виноградные давильни. Зерно размалывали зернотерками и более усовершенствованными орудиями — круглыми и четырехугольными жерновами эллинистической и римской формы — и толкли в каменных ступах. Для обработки земли использовали плуг с железным сошником и железные мотыги. Жатву производили железными серпами. Помимо земледелия население занималось разведением главным образом мелкого рогатого скота, в меньшей мере — крупного рогатого скота и свиней.
Развивалось также домашнее ремесленное производство: изготовление лепной и гончарной посуды, прядение и ткачество, бронзолитейное дело, обработка камня, косторезное дело.
Усовершенствование орудий труда и технических приемов способствовало увеличению производства сельскохозяйственной продукции и развитию торговли, которая носила в основном меновый характер. В качестве эквивалента стоимости товара начали вводить в обращение деньги, но их роль в торговле была еще незначительной.
Наряду с привычными для скифов предметами быта изготовляли и новые вещи, заимствованные у сарматских и других племен, что внесло определенные изменения в их материальную культуру на ее позднем этапе.
В мужской и женской одежде широкое применение в качестве застежек получили железные и бронзовые фибулы. В женском костюме ворот, рукава и подол обшивали бусами.
В состав украшений помимо ожерелий из разноцветных бус вошли браслеты со змеиными головками на концах, перстни со стеклянными вставками и геммами, различной формы серьги и подвески. Обилием золотых украшений со вставками из драгоценных камней отличалась женская одежда кочевой знати. Яркий пример — Нойгачинский курган на севере Крыма и курган Соколова Могила в низовьях Южного Буга.
Из предметов туалета вошли в обиход костяные пиксиды для белил и румян и цилиндрические стеклянные флаконы для благовоний. Появляется новая форма дисковидного зеркальца с боковым выступом для подвешивания, обычно украшенная тамгообразными знаками, имеющими символический характер.
С приходом сарматов в Северное Причерноморье широкое распространение получили тамгообразные, так называемые загадочные знаки. Они встречаются на антропоморфных стелах, стенах склепов и зданий, монетах, бронзовых котлах, глиняных сосудах, конской упряжи и на различных изделиях художественного ремесла: зеркалах, пряжках, браслетах и др. Одни из них употреблялись в качестве гербов боспорских династий, другие служили родовыми и семейными знаками и знаками собственности, в частности применялись как тавро для скота. С тамгообразными знаками связывались также религиозно-культовые представления.
Военное дело.
В связи с изменением военной тактики и введением конного боя на близком расстоянии изменяется форма вооружения воина и снаряжение коня. Основным наступательным оружием становится меч, копье и стрелы. В конном бою решающим оружием служат длинный меч и копье с вытянутой листовидной формы пером. Для метания употребляются дротики. Более широко распространяется и короткая форма меча с кольцевидным навершием, который носили и конные и пешие воины. Из защитного вооружения употребляются железные и бронзовые шлемы, чешуйчатые панцири, поножи, обшитые кожей щиты круглой, овальной и прямоугольной формы. Знаком отличия служат металлические навершия. В снаряжение коня вводятся железные удила сарматского типа с кольцами, круглые фалары, бляшки круглой формы, иногда покрытые золотой фольгой.
Общественный строй и верования.
Для характеристики общественного строя поздних скифов мы располагаем очень скудными сведениями. Скифское государство принято рассматривать преимущественно как раннеклассовое государство, подвергшееся определенной эллинизации, сохранившее пережитки военной демократии. Политическая власть в стране находилась в руках царя. Она была наследственной. Царь опирался на военную дружину. В производственных отношениях населения, по-видимому, существовали различные формы зависимости — свободные общинники, зависимые земледельцы, облагаемые принудительной данью, и рабы.
В скифской столице и городах в обиходе была разноязычная речь. В официальных сношениях скифы пользовались греческим языком и греческой письменностью. Образцы ее сохранились в надписях на каменных базах греческих статуй и многочисленных граффити на сосудах, обнаруженных в Неаполе скифском.
Наряду с изменениями, происшедшими в материальной культуре поздних скифов, меняется характер их погребального обряда и становятся другими формы погребальных сооружений. Основной тип скифского погребального сооружения — курган — во II в. до н. э. в связи с переходом скифов к оседлой жизни заменяется бескурганным грунтовым могильником. Однако сохраняются еще и курганы с родовыми и семейными коллективными захоронениями, в которых иногда насчитывается до 170 погребенных. Внутри курганов сооружаются каменные гробницы. Ранние курганные захоронения датируются III в. до н. э. Наиболее поздние — I—II вв. н. э.
В Неаполе скифском существовало три типа погребальных сооружений. В мавзолее у городских ворот, в течение 300 лет служившем усыпальницей скифских царей и представителей знати, был погребен один из первых скифских царей — Скилур, а в резном античном, красочно расписанном и позолоченном деревянном саркофаге — царица. Остальные погребения находились в деревянных ящиках, они принадлежали представителям знати с их семьями и слугами. Вторым типом были склепы, вырубленные в скалах. В них хоронили дружинников с их семьями. Третьим типом были грунтовые могильники для рядового населения. В городе преобладали семейные земляные склепы с входным вертикальным колодцем, засыпанным камнями — черта, характерная для скифских погребений. Меньше было грунтовых могил. Новой формой, занесенной сарматами, был подбой. Ряд сарматских черт наблюдается и в особенностях погребального ритуала: захоронение в колодах, завертывание погребенного в кошму, обряд разбивания зеркал, помещение в могилу угольков, кусков мела, скрещение ног в щиколотках, деформирование черепа. Встречаются погребения с покойником в скорченном положении, характерном для тавров. Разнообразие типов погребальных сооружений и погребального ритуала отмечается и в других могильниках Юго-Западного Крыма, где обнаружены плитовые могилы, захоронения в амфорах. Наряду с трупоположением встречается и обряд трупосожжения с захоронением праха в урнах и каменных саркофагах.
Наличие в погребальном ритуале наряду со скифскими греческих, таврских, римских и сарматских черт свидетельствует о многоэтничности обитателей Скифского царства в Крыму. Численность его населения значительно увеличилась во II—III вв. н. э. в связи с новым притоком сарматов с Боспора. Это способствовало усилению культурного взаимодействия, нивелировке культуры и распространению идентичных изделий на всей обширной территории Северного Причерноморья. Если на раннем этапе развития культуры скифов доминировали эллинистические влияния, то в первых веках нашей эры преобладающими стали сарматские.
Синкретизм, существовавший в материальной культуре поздних скифов, характерен и для их религии и искусства. На смену звериным образам раннего периода, насыщенным различными символами и космогоническими представлениями, появляются изображения очеловеченных божеств и людей, взятых из генеалогических мифов и героических сказаний. Изображения зверей утрачивают прежнюю стилизацию и принимают более реалистический характер, хотя формы при этом несколько упрощаются.
Главным божеством продолжает оставаться великая богиня плодородия, владычица зверей. Иногда ее изображают между двумя крылатыми конями, что характерно для сарматского и фракийского искусства. Существует связанный с нею культ коня и всадника, культ солнца и солнечных светил. С солярным культом связано изображение скифского главного бога Папая. Солнечные символы можно видеть на лепных курильницах, пряслах, бляшках поясного набора, а также в настенных росписях склепов. В сочетании антропоморфных и космогонических представлений наиболее ярко выступает синкретический характер позднескифской религии.
В Малой Скифии почитались также и греческие боги. Кроме упомянутых Зевса, Афины, Ахилла Понтарха встречаются имена и изображения Диониса, Деметры, Геракла, Аполлона, Артемиды, Гермеса, братьев Диоскуров.
Сочетание различных культурных направлений отражается и в искусстве поздних скифов. Оно обогащается такими новыми видами, как скульптурный портрет и настенная живопись. Особое развитие получили антропоморфные стелы со схематически переданной человеческой фигурой, обычно изображавшей обожествленного предка или героизированного воина и двухъ- и трехъярусные надгробные рельефы (II—I вв. до. н. э.— II в. н. э.) с изображением всадников, сцен боя и охоты. В последних наблюдаются яркие признаки греческого влияния и некоторая примесь сарматских и фракийских черт. В настенной росписи общественных зданий и склепов, выполненных красной и желтой охрой и сажей, эпические изображения и сценки позднескифского стиля (всадник в остроконечном шлеме с копьем, лучник, скиф с лирой, охота на кабана) сочетаются с фигурами сарматского геометрического стиля (танцовщицы, олени, скиф с конем, тамгообразные знаки), процарапанными по штукатурке. В архитектуре Неаполя скифского, где наиболее ярко отразилось греческое влияние, наряду с пережиточными формами примитивных жилищ в виде круглой юрты на деревянном каркасе и прямоугольной полуземлянки из необработанного камня с глинобитным покрытием сосуществуют сырцовые и каменные здания с оштукатуренными стенами, крытые черепицей.
Во II—III вв. н. э. в связи с усиливающимися внутренними противоречиями, натиском сарматов и постоянными войнами с античными городами Скифское царство переживает период политического и экономического упадка. После ряда побед над скифами боспорский царь Рискупорид III (210/211—226/227) окончательно подчиняет скифов, провозгласив себя «царем всего Боспора и тавро-скифов». В это время прекращают свое существование многие из укрепленных убежищ с прилегающими к ним селищами в предгорьях Крыма. Разрушаются главные ворота Неаполя скифского, царский мавзолей и отдельные участки оборонительных стен. Во второй половине III в. н. э. столица скифов прекращает свое существование, о чем свидетельствуют следы пожаров, наличие отдельных скелетов как на самом городище, так и на его окраине. В одной из ям обнаружено свыше 40 черепов со следами смертельных травм. Некоторые из них деформированы. К этому же времени, по-видимому, относится и погребение знатного аланского военачальника с боевым конем и богатым набором конской упряжи, погибшего у стен Неаполя скифского.
С приходом готов в огне пожаров гибнут и другие скифские поселения. Жители их, преследуемые вторгшимися в Северное Причерноморье готами, в союзе с которыми выступали и некоторые сарматские, а позже и гуннские племена, бросив на произвол судьбы весь свой домашний скарб, бегут в горы, где смешиваются с таврскими племенами. Уцелевшая часть скифского населения вливается в общий поток великого переселения народов и передвигается на запад. Под натиском готов и гуннов прекращают свое существование и нижнеднепровские укрепленные поселения.
Термин «скифы» теряет свое этническое значение и превращается в географическое наименование племен, живших в северо-западной части Причерноморья.