Соседями восточной части раннеславянских племен во II—V вв., как и в предыдущий период, были на севере, в Верхнем Поднепровье, балтские племена, на северо-востоке в бассейне Оки,— угро-финские, на юге, в Степи,— поздние скифы и сарматы.
На юго-западе, между Карпатами и Нижним Подунавьем, жили фракийские племена карпов, гетов, даков. Кроме того, происходило переселение в Северное Причерноморье готов и гуннов.
В Верхнем Поднестровье до II в. жила группа гето-дакийских племен, оставивших памятники липицкой культуры. Во II—V вв. Прикарпатье населяла другая группа племен, оставившая культуру карпатских курганов. Эти курганы расположены в северных и южных предгорьях Карпат. Аналогичные памятники есть и за современными границами Украины — в Восточной Словакии и Румыния.
Племена культуры карпатских курганов вели оседлый образ жизни, занимаясь земледелием и скотоводством. Жили они на поселениях в наземных жилищных постройках с очагами, вблизи которых находились хозяйственные ямы. Они знали железоделательное и гончарное ремесла. В мастерских, где были горны, изготовлялась сероглиняная посуда. Эти племена вели торговлю с Северным Причерноморьем и Нижним Подунавьем, о чем свидетельствуют находки амфор и римских монет. Торговые пути проходили по Пруту и Днестру. Предметами вывоза были продукты животноводства, возможно, меха и соль. Кроме поселений, сохранились могильники. Характерным для них был обряд погребения с сожжением умерших (чаще всего на месте погребения) и последующим насыпанием курганов.
Племена Прикарпатья, очевидно, фракийские по происхождению, на протяжении II—VII вв. испытывали культурное влияние восточнославянских племен. Этот процесс прослеживается по археологическим материалам. В частности, на ряде поселений культуры карпатских курганов обнаружен материал, близкий к черняховскому, а также типичный славянский материал VI—VII вв. Все это позволяет говорить о заселении Прикарпатья восточно-славянским населением и об ассимиляции им местных племен. Во второй половине I тысячелетия н. э. Прикарпатье уже населяли восточнославянские племена хорватов.
В Северном Причерноморье во II— IV вв. жило разноэтническое население. На побережье Черного моря продолжали существовать прежние греческие колонии, города-государства, большей частью попавшие в зависимость от Римской империи: Ольвия, Тира, Херсонес, Боспор и др. На нижнем Днепре существовали городища и поселения, основанные во II в. до н. э. позднескифскими племенами, этнический состав населения которых со временем изменился, а материальная культура подверглась влиянию со стороны соседних культур — античной, гетской, сарматской.
В степях Северного Причерноморья во II—IV вв. продолжали кочевать сарматские племена, среди которых главную роль играли аланы. Историк IV в. Аммиан Марцеллин ярко обрисовал быт кочевников-аланов, всю жизнь проводивших в кибитках. Однако часть сарматов уже перешла к оседлости. О пребывании сарматов на Нижнем Днепре свидетельствуют отдельные сарматские погребения и могильники.
Сарматские племена продвинулись и дальше на север. Их погребения известны в Правобережной и Левобережной лесостепи Поднепровья. Сарматские погребения и отдельные остатки сарматского погребального обряда обнаружены на некоторых Черняховских могильниках — в селах Кантемировка Полтавской области, Черняхов Киевской области, Маслово Черкасской области. Элементы сарматской культуры могли появиться в Черняховских памятниках только при наличии тесных связей между обеими группами племен и в отдельных случаях при условии совместного проживания их на одной территории. Районами, где оседали сарматские племена, были также Правобережье Днестра и Прутско-Днестровское междуречье.
В Степное Поднепровье, преимущественно в его северные районы, во II—III вв. проникла из Среднего Поднепровья часть Черняховских племен, расселившаяся среди местного населения. В ряде случаев можно проследить взаимовлияние культур позднескифской, сарматской и черняховской. Так, на позднескифских поселениях в низовьях Днепра встречаются отдельные Черняховские предметы, а на некоторых могильниках вблизи этих поселений — черняховские погребения.
Черняховские племена проникали также на лиманы Северо-Западного Причерноморья и до устьев Днестра и Дуная. На этой территории жило также скифо-сарматское и греческое население, отчасти римляне. В материальной культуре поселений и могильников того времени на берегах Сасицко-Березанского и Тилигульского лиманов, вблизи сел Викторовка, Коблево Николаевской области, Ранжево Одесской области, прослеживаются черты, характерные как для Черняховских, так и для скифо-сарматских памятников. С первыми связываются полуземляночные жилища, погребения по обряду трупосожжения, со вторыми — каменное строительство, погребения в виде подбоев и земляных склепов.
‘В Северном Причерноморье на протяжении III—IV вв. пребывали германские готские племена. Согласно сведениям Иордана и готскому народному эпосу, готы происходили из Скандинавии. Еще до начала нашей эры они переселились в Прибалтику и около двух веков жили на Нижней Висле. В конце II в. в поисках новых мест для поселения они устремились на юго-восток и поселились в «Скифии» на побережье Черного моря и около Меотиды (Азовского моря). К середине III в. относится приход на Дунай гепидов — племен, родственных готам, которые в свое время переселились вместе с последними из Скандинавии в Прибалтику.
На Дунае и в Северном Причерноморье в середине III в. происходила борьба с Римом союза племен, в состав которого входили германцы, сарматы, скифы, фракийцы и славяне. Она получила название скифских, или готских, войн. В 30-е годы III в. скифы, как часто собирательно называли эти племена античные авторы, перешли Дунай и вторглись в римские провинции Мезию и Фракию. В 40-х годах III в. они осуществили походы в Северное Причерноморье и разрушили Тиру, Ольвию, Херсонес, Неаполь скифский, а спустя некоторое время, в 267 г., захватили Пантикапей. В 248 г. скифы продолжали нападения на Мезию и Фракию, в 251 г. им удалось захватить Филиппополь (нынешний Пловдив).
Северопричерноморские племена, овладев боспорским флотом, в 250— 260-х годах осуществили ряд походов в города Малой Азии и Греции, из которых самым значительным был поход 269 г. Однако в 270 г. в Мезии, у города Наисса, римские войска во главе с императором Клавдием II разгромили войско варваров. Был уничтожен также и их флот. Несмотря на одержанную победу, Рим потерял часть своих северо-восточных владений, в частности Дакию, которую захватили германцы, и не вернул города Северного Причерноморья. Некоторые из городов после разгрома в 40-х годах III в. прекратили свое существование. После окончания войн на Дунае готы продолжали жить в Северном Причерноморье и в Крыму. Их племена делились на две группы: восточная называлась остроготы (остготы), западная — везеготы (вестготы).
Многие ученые, начиная с конца XIX в., делали попытки связать с германскими племенами в Юго-Восточной Европе определенные археологические культуры. При этом имела место переоценка исторического наследия готов на этой территории. Готскими без достаточных оснований считались почти все известные-украшения и клады, найденные на юго-востоке Европы. В начале XX в. немецкие буржуазные историки причислили к германской и черняховскую культуру. Подобная точка зрения существует и поныне. Однако это утверждение опровергается археологическими материалами, отражающими древние местные и северопричерноморские традиции в черняховской культуре, а также последними антропологическими исследованиями, свидетельствующими о том, что антропологический тип черняховцев резко отличается от германского. Таким образом, мнение о готской принадлежности черняховской культуры является необоснованным.
Среди памятников, оставленных германскими племенами в Юго-Восточной Европе, особое значение имеет открытый в последнее время ряд поселений и могильников в Полесье и на Волыни, в пределах современной территории Украины и Белоруссии с материалами северо-западного типа. Самыми значительными из них являются могильники на окраине Бреста, в местности Тришин, и в с. Дитиничи Ровенской области. Обнаруженный материал интересен тем, что имеет аналогии в памятниках в районе Нижней Вислы и Мазовии (вельбарские памятники), где обитали в это время племена гото-гепидов. Таким образом, оба могильника свидетельствуют о пути продвижения на юго-восток во II—IV вв. нижневислянского населения, в составе которого могли быть готы и гепиды.
Материалы, аналогичные нижневислянским, обнаружены также на некоторых других поселениях и могильниках Волыни. Они говорят о существовании в этом районе особого варианта культуры, которая сочетала в себе черты Черняховских и нижневислянских памятников. Эта особенность культуры, очевидно, свидетельствует о смешанном составе населения Волыни, о том, что на данной территории осела какая-то часть северо-западных племен, смешавшись с местным населением.
В первые века нашей эры движение племен с северо-запада можно проследить также и по памятникам пшеворского типа, появившихся в то время на Волыни и в Верхнем и Среднем Поднестровье. Пшеворская культура, основная территория которой охватывает бассейн Вислы и Правобережья Одера, принадлежала западной части славянских племен, в среду которых проникли германцы. В Поднестровье сохранились пшеворские погребения вооруженных воинов, входивших, очевидно, в состав дружин, двигавшихся на юг. Пшеворские поселения в последнее время открыты в междуречье Днестра и Западного Буга. Единичные находки пшеворского и вельбарского типов известны и в ряде памятников черняховской культуры на территории юго-восточных областей УССР.
Найденные материалы свидетельствуют о том, что северо-западные племена продвигались в Северное Причерноморье на протяжении длительного времени, до середины I тысячелетия н. э. Они также отражают один из путей проникновения германских племен в Северное Причерноморье. Существовали и другие, более западные пути продвижения германцев на юг.
Согласно письменным источникам ко второй половине IV в. относилось правление остроготского «короля» Германариха. Иордан, всячески возвеличивая деятельность Германариха, преувеличивал его завоевания, безосновательно приписывал ему покорение чуть ли не всех племен Восточной Европы, в частности таких, как весь, чудь, меря, мордва, эсты, венеты, и многих других. Это сообщение вызывает сомнение. Сам Иордан отмечал кратковременность господства Германариха над завоеванными племенами.
В конце IV в. в Северное Причерноморье вторглось большое объединение кочевых племен тюрского происхождения, основу которого составляли гунны. Гуннское объединение сложилось далеко на востоке. В эпоху его расцвета, во II—I в. до н. э., под властью гуннов находились многочисленные племена Центральной Азии. Со временем этот союз распался, и часть гуннов двинулась в Среднюю Азию, на Нижнюю Волгу, Дон, в Северное Причерноморье и дальше на запад.
Гунны были кочевниками-скотоводами. Характер их хозяйства требовал частой смены мест кочевки. Постоянным его дополнением были грабительские войны. В трудах древних историков гунны неизменно выступают как жестокие завоеватели, которые на своем пути уничтожали местное население, разрушали его хозяйство и культуру. Достигнув в 70-х годах IV в. Северного Причерноморья, они напали на воинственных аланов Подонья, которые оказали им упорное сопротивление. Однако гунны перебили и ограбили значительную часть аланов, а остальных присоединили к своему союзу. Гунны проникли также на Тамань и в Крым, где разрушили города Боспора. Покорив аланов, они напали на остроготов.
После смерти Германариха остроготы признали верховенство гуннов. Во главе готов стоял их собственный правитель, но назначали его завоеватели. Часть остроготов влилась в гуннский союз и двинулась с ним на запад, остальные остались в Крыму, поселившись среди местных племен.
В степной полосе современной территории Украинской ССР было открыто ряд погребений конных воинов и кладов с предметами убора, в большинстве случаев инкрустированными камнями,— диадемами, пряжками, бусами, бляшками и т. п. Эти памятники обычно связывают с гуннским периодом (конец IV—V в.). Оставили их, очевидно, племена, входившие в состав гуннского союза. По мнению исследователей, вещи инкрустационного стиля изготовлялись в городах Северного Причерноморья, в частности на Боспоре.
Из Северного Причерноморья гунны продолжали двигаться на запад, к границам Римской империи. Дойдя до Днестра, они разрушили укрепленный лагерь везеготов, которые вынуждены были переселиться в пределы Римской империи, откуда вскоре возобновили борьбу с Римом. Гуннский союз был конгломератом разных племен (остроготов, гепидов, аланов и др.), которых гунны повели за собой. Они совершали походы на Балканы, в Малую Азию, Центральную Европу. Основной территорией, где остановились гунны, стала равнина между Тисой и Дунаем. Здесь находилась ставка их «короля» Аттилы.
Общая борьба европейских народов против гуннов завершилась в 451 г. в Галлии, где в битве на Каталаунских полях им нанесли жестокое поражение римляне и везеготы. Окончательно гуннский союз распался после смерти Аттилы, когда подвластные ему племена выступили против его сыновей и в битве на р. Недао в Паннонии в 453 г. победили их. Остатки гуннов отошли в Причерноморье.
После распада гуннского объединения в Северном Причерноморье и Подунавье усиливается политическая активность славянских племен, которые в VI в. выступают как значительная политическая сила.