Искусство, духовный мир и социальная организация человека позднего палеолита. Широкой известностью пользуется изобразительное искусство позднего палеолита. Пещерная настенная роспись, особенно анималистическая, гравюра по кости, скульптура из бивня мамонта, из мягких минералов, сама сюжетность искусства всегда привлекали к себе самое пристальное внимание. В Советском Союзе совсем недавно на Южном Урале, на границе двух континентов, были обнаружены в Каповой пещере позднепалеолитические живописные настенные изображения животных. В Европейской части СССР, в том числе и в Крыму, а также на Кавказе таких наскальных росписей пока не встречено. Зато позднепалеолитическая скульптура и гравюра на бивне мамонта представлены широко. На Украине в ряде позднепалеолитических местонахождений найдены скульптурные изображения. Стилизованные фигурки женщин и птиц, часто снабженные замысловатым геометрическим узором, известны из Мезина — поселения, пользующегося мировой известностью. Отсюда же происходят и очень схематические графические произведения, смысл которых пока остается загадочным В давние годы в Мезине был обнаружен браслет из бивня мамонта, покрытый гравированным узором в виде меандра. В последние годы находки в Мезине значительно приумножены. Многие из них являются классическими примерами геометрической орнаментации, органически слитой с предметом, точно рассчитанной на плоскости и созвучной с назначением предмета.
При раскопках в Мезине и Межирич на Каневщине были открыты и живописные изображения. Они встречены на лопатке, бедренной кости и двух челюстях, на обломках таза и черепе мамонта. Изображения эти нанесены красной краской (минеральной охрой). Установлено, что меандровый орнамент в виде гравированного узора на ряде археологических объектов из Мезина и других местонахождений в более упрощенной форме восходит в своем происхождении к естественному рисунку дентина бивня мамонта, видимого на срезе невооруженным глазом. Реалистическая подоснова происхождения орнамента в виде меандра стало бесспорной. Умение же видеть и воспроизводить с ювелирной точностью необходимое в создаваемом предмете хорошо представлено в производстве кремневых микропластинок.
В крымских позднепалеолитических поселениях предметы искусства почти не встречались. Только очень скромный резной криволинейный узор, замеченный на маленьком обломке рога оленя, представляет графическое искусство кроманьонцев Крыма. Причину отсутствия искусства в Крыму, вероятно, следует искать в трудных условиях быта, в непрестанных поисках и заботах людей о пропитании, сковывавших иные, духовные помыслы. Впрочем, такое же явление наблюдается во всем южном ареале позднепалеолитических культур.
Многое из области духовной и социальной жизни кроманьонцев остается неизвестным, но материалы, найденные в последние десятилетия в СССР, и в частности на Украине, позволяют увидеть духовный мир кроманьонцев в новом свете.
Одним из высших проявлений духовной культуры человека, отражающих глубины эмоциональных чувств, психики и общественного мировоззрения, является музыка. Она представляет важнейшее после мышления, труда и речи и составляющее с ними единое целое слагаемое в комплексе социальных качеств человека. Музыка — это социальное явление, подвластное закономерностям общественного развития, цементирующее коллективизм, укрепляющее социальный прогресс. Даже в самом примитивном голосовом или инструментально-голосовом ритме или мелодии содержится символика реальной действительности, тем более понятной, если звуковая тональность сопровождается действием, танцем. В пещерных позднепалеолитических поселениях Западной Европы на стенах пещер были обнаружены изображения пляшущих антропоморфных существ, обряженных в звериные шкуры (пещеры Трех Братьев, Комбарелль и др.). Но танец связан с музыкой. И этот вид искусства тоже представлен в находках из позднепалеолитических поселений. Помимо простейших, найденных во Франции, Англии, Венгрии, Чехословакии, свистулек обнаружены и довольно сложные изделия из кости и рога. Они близки по своему устройству к флейтам и свирелям. В слоях, относящихся к позднему палеолиту известного поселения Молодово V на Днестре были обнаружены музыкальные инструменты в виде флейт или свирелей с пятью и большим числом боковых отверстий, определяющих высоту звука. Такие находки свидетельствуют о том, что кроманьонец уже обладал сложным эмоциональным восприятием окружающего мира. Он умел извлекать мелодию, т. е. основное выразительное средство музыки. Диапазон звучания одноголосой музыкальной тональности ждет специальных профессиональных исследовании. Однако и сейчас можно отметить, что кроманьонец владел элементами музыкальной тональности, воспринимал мелодичность построения музыкальной фразы, отвечающей воображаемому сюжету, действия.
Музыкальная культура кроманьонца вместе с уже разработанными канонами танца— это не начальные шаги искусства. Им предшествовали музыкальные ритмы, извлекаемые из ударных инструментов. Последние до недавнего времени совсем не были известны в палеолите, но очень широко представлены почти у всех современных народов земного шара, независимо от уровня развития их общей культуры.
Новые исследования материалов из Мезинского палеолитического поселения в лабораторных условиях и с помощью специальной экспертизы привели к важным заключениям. Оказалось, что самое крупное сооружение Мезинского поселения, построенное из костей мамонта и рогов северного оленя, сначала было обычным жилым помещением. Затем оно пришло в ветхость и было оставлено. Позднее сооружение это основательно укрепили с помощью внутренних подпорок, поддерживавших свод, и устроили здесь «дом обрядов», празднеств. Такие дома, тоже размещавшиеся в старых жилищах, ярангах или чумах, вплоть до революции бытовали в поселках северных народностей (у чукчей, эскимосов и др.).
Мезинский обрядовый дом со временем рухнул, прикрыв мощным слоем строительных костей все то, что находилось в нем. Установлено, что в сооружении не было предметов хозяйственно-бытового обихода, но были обнаружены предметы, отражавшие идеологическую сферу деятельности кроманьонца. В руинах нашли кости мамонта: лопатку, две челюсти, бедро, крупный фрагмент черепа и большой обломок таза. Все эти кости на определенных участках покрыты геометрическими узорами, выполненными красной краской в виде зигзагов, прямых и параллельных линий, уголков. Раскрашенные кости находились все вместе в отдаленной от входа части дома. Здесь же обнаружены и другие предметы, в их числе: наборный «шумящий» браслет, состоящий из пяти отдельных пластин из бивня мамонта, с великолепным резным орнаментом; два крупных изделия, напоминающие антропоморфные фигуры, каждая из которых имеет закругленный верхний конец и утонченный нижний. Эти изделия очень хорошо размещаются в зажатой ладони. В доме также найден молоток из рога северного оленя, восемь костяных проколок и сломанная костяная игла. На полу находилось множество раковин морских моллюсков, из которых составлялись ожерелья. Из руин сооружения было извлечено около 10 кг красной и желтой охры, залегавшей на полу отдельными скоплениями по 2—3 кг в каждом. Таким образом, праздничное или обрядовое назначение всего найденного в мезинском обрядовом доме — несомненно.
На отдельных орнаментированных частях раскрашенных костей мамонта выявлены определенно локализованные участки с явными нарушениями целости поверхностного слоя. Они опознаются по сглаженной и залощенной поверхности, по сработанному верхнему слою, резкому отличию состояния поверхностного слоя кости от окружающих естественных плоскостей ее и т. д. Все эти поверхностные нарушения на костях, по заключению ученых, появились в результате сосредоточенных ударов по кости, производившихся длительное время. Не остается сомнения в том, что все окрашенные кости служили ударными музыкальными инструментами. Один из них — бедро мамонта для лучшего резонирования было изнутри частично очищено от костной губчатой ткани. Интересно, что набор этих инструментов давал разную тональность, разную звуковую шумовую гамму.
С этими предметами связан и молоток из рога северного оленя. Им пользовались как ударником для извлечения звука при постукивании по костям. Эту же функцию выполняли и два изделия из кости мамонта с округлыми и утонченными концами. Ими пользовались как звуковыми колотушками. Наборный «шумящий» браслет, безусловно, должен быть отнесен к звуковым инструментам типа своеобразных кастаньет, сопровождавших танцы. Этот инструмент является первой материальной находкой такого рода вообще, а для памятников палеолита СССР единственной, подтверждающей распространение искусства танца среди палеолитического населения Восточной Европы. Остальные предметы могут рассматриваться как своеобразный «театральный реквизит». Восемь костяных проколок и костяная игла были необходимыми для облачения в одежды из шкур. Кстати, палеолитические рисунки, найденные в пещерах Франции, часто передают танцующие фигуры обряженными в звериные шкуры. Запас охры в доме служил обрядовым, праздничным целям. Охра шла на окраску тела, гримирование и пр.
При раскопках позднепалеолитического поседения Межирич на Каневщине было установлено, что у входа в жилище, во многом аналогичное мезинскому, стоял череп мамонта, украшенный сложным геометрическим рисунком на лбу. В самом жилище нашли вместе со множеством хозяйственно-бытовых и ритуальных предметов несколько поврежденных и один целый ударный молоток. Череп мамонта являлся очень хорошим звуковым резонирующим инструментом типа барабана. Молотки могли предназначаться и для него. Вероятно в Мезине в обрядовом доме находился такой же инструмент, представленный обломком черепа мамонта с росписью красного цвета.
Мезинский обрядово-праздничный дом вместе с предметами, найденными в нем, а также межиричский расписной череп мамонта являются уникальными находками. Это пока первое в мире собрание древнейших ударных музыкальных инструментов. Исследование их раскрывает одну из важнейших сторон психологии кроманьонца, его мироощущение, эмоциональность, поведение. Следует подчеркнуть еще одну из сторон социальной значимости найденных костяных музыкальных инструментов. Пять раскрашенных костей мамонта, обнаруженных в Мезине, вместе представляли собою функционально единый музыкальный комплекс. Но с ним должны были быть связаны две звуковые колотушки и «шумящий» браслет-кастаньеты. К этому же набору принадлежал и орнаментированный череп мамонта — барабан, сохранившийся, как обычно черепа этого животного, фрагментарно.
Весь этот инструментально-музыкальный набор, т. е. все инструменты использовались одновременно эпизодически. Количество участников «ансамбля» было не меньше 6—7 человек. Такой коллектив исполнителей едва ли предназначал свое искусство для ограниченного состава слушателей и участников празднеств. Скорее всего, торжествами и различного рода обрядностями охватывался широкий круг людей, может быть, и не одного мезинского поселка, насчитывавшего но демографическим данным не менее 50 человек. Таким образом, набор музыкальных предметов, найденных в мезинском обрядово-праздничном доме, представляет собой наиболее яркое материальное подтверждение теоретических положений и логических выводов о первобытнообщинной организации палеолитических сообществ, о коллективистской сущности родовых или племенных социальных структур.
Исследования археологических материалов, собранных в давние годы на некоторых позднепалеолитических поселениях, показали, что мезинские музыкальные предметы являются не единственными находками костяных музыкальных инструментов. Еще в дореволюционные годы на раскопках позднепалеолитического поселения Городок близ Ровно, на глубине 11 м был найден крупный фрагмент лопатки мамонта. На поверхности этой кости имеется линейный орнамент и установлены следы от многочисленных ударов в тех же местах, что и на мезинской «музыкальной» лопатке мамонта. Не остается сомнений в принадлежности и городокской лопатки к палеолитическим музыкальным инструментам.
На известном позднепалеолитическом поселении Пшедмост в Чехословакии в разные годы были найдены фрагмент лопатки мамонта, расписанной красной краской, и обломок таза с гравированным орнаментом. Имеются все основания видеть в этих находках обломки музыкальных инструментов из костей мамонта, близких к мезинским и городокской. Не менее важной остается и другая находка из Пшедмоста конца прошлого века. Здесь был найден концевой отрезок бивня мамонта с графическим изображением женщины, выполненным в очень своеобразном схематично-геометрическом стиле, с помощью тонких параллельных линий, создающих довольно динамичный абрис фигуры человека. Изображение множество раз издавалось в мировой археологической и искусствоведческой печати и стало хрестоматийным.
Этот шедевр палеолитического искусства затмил собою определение функционального назначения самого предмета, на который нанесена женская гравюра. Только сейчас, сопоставляя пшедмостскую находку с одной из мезинских музыкальных колотушек из концевого отрезка бивня мамонта, стали очевидными их морфологическая связь и сходство в трассологических наблюдениях. Удалось установить и сюжетное совпадение на обеих музыкальных колотушках, но выполненных в различной художественной манере. На мезинской музыкальной колотушке имеется гравированное изображение женского символа в виде углового шеврона, не оставляющего сомнений в его семантике. Только по недоразумению этот женский знак был когда-то принят за ворот одеяния вроде рубахи.
Хронологическое соответствие Мезина, Городка и Пшедмоста позволяет поставить вопрос о принадлежности всех этих трех местонахождений к мезинско-павловской культуре позднего палеолита. Пример такого огромного культурно-исторического ареала являет собою виллендорфо-авдевско-костенковская общность. Каждый из названных пунктов находок костей мамонта музыкального назначения отделен один от другого сотнями километров, что само по себе говорит о широте распространения инструментов такого типа.
Дальнейшее исследование костей мамонта под углом зрения выявления музыкальных объектов обещает внести много нового в понимание духовной жизни палеолитического человека, несмотря на 20—25 тыс. лет, отделяющих нашу современность от позднего палеолита.
Другим историческим источником, раскрывающим некоторые идеологические представления кроманьонцев Восточной Европы, являются погребения людей. На территории Украины пока не встречены захоронения кроманьонцев. Однако открытия, сделанные в Центральной России — в Костенках на Дону и на поселении Сунгирь, недалеко от Владимира, а также в ряде местонахождений Западной Европы, говорят об определенной сложности мировоззрения кроманьонцев, вероятности развития у них некоторых иррациональных, космогонических представлений,культов, связанных с анимизмом и домашним очагом, с охотничьей магией, с верой в возрождение, обратимость. «…Бессилие дикаря в борьбе с природой,— писал В. И. Ленин,— порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.». Погребение кроманьонца в Костенках в имитированном жилище из костей.
Богатейшие погребения подростков, усыпанные костяными или из бивня мамонта бусами и к тому же снабженные не имеющими себе подобных большими, цельными копьями из бивня мамонта, подчеркивают, в частности, сложность представлений, сопровождавших заупокойную обрядность.
Преимущественное захоронение женщин и детей в позднепалеолитических скалистых убежищах запада Европы вповь возвращает к мысли о существовании у позднепалеолитических племен матриархально-родовых отношений. Сложной и разносторонней материальной и духовной жизни кроманьонцев должны были соответствовать достаточно развитые формы социальной организации, выработанный строй звуковой речи, должно быть, с немалым словарным запасом, устойчивые психологические качества, проявлявшие себя во всех сферах их деятельности. Вероятнее всего, парная семья составляла первое звено, основную ячейку социальной организации родовой общины. Каждая такая семья вела свое, так сказать, потребительское хозяйство, но, безусловно, связанное с общими целями деятельности общины. В семьях готовилась пища, изготовлялись орудия, проявлялись свои заботы о воспитании потомства и сохранения традиций и порядков, принятых в родовой общине. Таким образом, каждая семья кроманьонцев, являясь органической частью родовой общины, оставалась свободной только в проявлении узко семейных интересов.
Условия жизни кроманьонцев, особенно обитавших в зоне приледниковья, сложились так, что отдельная семья не могла существовать как самостоятельная социально-экономическая организация. ‘Добыча крупного зверя, проведение облавных охот,сооружение ловчих ям, доставка охотничьих трофеев, в том числе и расчлененных туш мамонтов с помощью, вероятно, волокуш, строительство зимнего жилья и другие виды трудоемких хозяйственных работ требовали кооперации, усилий всей родовой общины. Но распределялись продукты коллективного труда по семьям, согласно потребностям семьи и в соответствии с долей ее участия в общественном труде, т, е. в охотничьем производстве. Следовательно, основным ядром социально-экономической организации кроманьонцев оставалась родовая община, построенная на коллективистских, общинных порядках с матрилокальными и матрилинейными институциями, определявшими социальное положение семьи и каждого члена общины.
Внутрисемейное и внутриобщинное разделение труда осуществлялось преимущественно по полу и возрасту, т. е. было естественным. Мужчина выполнял все, что относилось к охотничьему производству, женщина возглавляла домашние работы и занималась воспитанием детей. Не исключено, однако, что уже намечались и некоторые тенденции к специализации чем-то одаренных членов общины в определенных направлениях, которые требовали приложения индивидуальных способностей. Имеется в виду, например, искусство гравировки, изготовление скульптур, «свирелей» или «флейт» и даже мастерство обработки шкур, выделки предметов воооружения и т. п., проявлявшиеся у отдельных индивидов. Но эти достоинства отдельных членов общины едва ли выделяли их в особую привилегированную часть общины. Таким правом, возможно, пользовались только родовые старейшины, племенные вожди, руководившие всем укладом жизни общин.
Однако и сама по себе община при небольшой численности ее членов не могла существовать самостоятельно при обязательности действия запрета браков внутри общины (экзогамия). Следовательно, наряду с одной общиной должна была существовать другая, брачующаяся с первой. Такая система, обеспечивавшая родовые сегментации общин, их разделение и отселение новых дочерних общин с притоками чужеродцев, вела к образованию племенных социально-экономических организаций. В них существовали эндогамные порядки, допускались межродовые браки на широкой социальной основе.
Известно, что там, где проводились систематические и широко организованные исследования памятников позднего палеолита, установлено их размещение как бы «кустами», отражающими определенную племенную сгруппированность населения на удобных природных участках. Такое топографическое распределение позднепалеолитических памятников замечено на Среднем Днестре, особенно в Кельменецком и смежных районах Черновицкой области, в Гремячском районе Воронежской области у с. Костенки на правом берегу Дона. Такая же сгруппированность, подчеркивающая семейно-родовую общность населения поселка, наблюдается в планировке и размещении построек на позднепалеолитических поселениях типа Радомышля на Житомиршине, Пушкарей I, а также Мезина на Черниговщине, Добраничевки на р. Супой (Киевская область), Мальты в Восточной Сибири (Иркутская область).
Топографическая рассредоточенностъ очагов внутри зимних жилищ и надворных огнищ, производственных мест и ям-хранилищ, составлявших единый с жилищем хозяйственно-бытовой комплекс, свидетельствует о принадлежности каждого такого комплекса к одной парной семье или малой семейной общине, объединявшей ближайших кровных родственников. Все вместе такие семьи составляли экзогамную родовую общину, входившую в племенное объединение, занимавшее сравнительно большую территорию, представленную теперь групповыми скоплениями памятников.
Сказанное должно быть понято не как искусственно сконструированный и предложенный постулат для реконструкции социально-экономических отношений в позднепалеолитических сообществах, а как вывод, вытекающий из анализа имеющихся археологических и этнографических источников.
Таким образом, в позднем палеолите экономическое состояние обществ, освоивших большую часть Европы, было довольно устойчивым, и охота, особенно на мамонта, обеспечивала жизнедеятельность коллективов. При таких, в общем благоприятных, обстоятельствах население численно увеличивалось, создавались лучшие возможности для сохранения потомства.
Ближе к концу палеолита наблюдается заметное истощение охотничьих ресурсов, особенно уменьшается численность мамонтов. Это приводит к поиску новых охотничьих площадей, значительным миграциям позднепалеолитических сообществ, особенно в северном направлении, т. е. в том, куда под воздействием изменявшихся природных условий устремлялись стада северных промысловых животных, главным образом северного оленя. Последний на завершающем этапе палеолита занимал в хозяйстве человека иногда основное место и превосходил по своему экономическому значению даже мамонта.