Значительного развития достигли кожевенное производство, прядение, ткачество, обработка дерева, кости и пр. Шкуры животных кроме механической очистки и размягчения обрабатывались при помощи высококачественных растительных дубителей. Изготовлялись разные сорта кожи.
Среди тканей были известны изделия из конопли, льна и шерсти с полотняным и более сложными — репсовым и саржевым — переплетениями. Ткани окрашивали в синий, красный, желтый, лиловый и другие цвета. Красители использовались местные, преимущественно растительного происхождения.
Орудиями плотника и столяра были проушные топоры, тесла, долота, стамески, ножи. Имеются данные об употреблении небольших пил с мелкими зубьями, сверл и буравов. Бревна раскалывали на доски и брусья при помощи клиньев. Доски часто идеально выстругивались.
Высокого уровня развития достигло гончарство. Посуду лепили вручную, с помощью обычных приемов накладывания лент. В качестве отощающих примесей в глину добавляли песок и толченую керамику. Обжигали готовые изделия чаще всего на костре открытым способом при температуре 800—850°. Мастера умело использовали особенности местных глин и, применяя примеси, добивались необходимого состава теста. Гончары отдельных племен владели целым комплексом навыков и традиций в изготовлении посуды определенных типов и форм. Особым мастерством отличались умельцы раннескифского времени на Правобережье. Они изготовляли красивую и разнообразную посуду, которую окрашивали в черный цвет и заглаживали лощилами.
На основе изучения хозяйства племен Лесостепной Скифии можно Прийти к заключению, что они в то время находились в числе наиболее развитых народов Восточной Европы.
Торговля у племен Скифии.
На ранних этапах своего развития, в VII— VI вв. до н. э., племена Скифии вступили в оживленные меновые отношения между собой, а также со многими другими соседними народами. Развитию внутренней торговли способствовало наличие больших территориально обособленных групп, кочевых и земледельческих племен, нуждающихся во взаимном обмене продуктами своего производства. Обмен этот облегчался тем, что земледелие и скотоводство на этом этапе их развития уже давали значительное количество продукции сверх того, что необходимо было для удовлетворения собственных потребностей. Особенно много излишков имела разбогатевшая верхушка скифского общества. Взаимная заинтересованность в меновых связях в значительной степени содействовала укреплению внутренней консолидации и сложению общих экономических интересов у разных племен Скифии. Развитие обмена обусловило распространение одинаковых форм материальной культуры; хозяйственные усовершенствования и нововведения становились общим достоянием.
Огромное значение имели и торговые связи с населением Кавказа, через который проходил путь киммерийцев и скифов в Переднюю Азию. К числу предметов кавказского производства, имевших спрос в Северном Причерноморье, принадлежат украшения конской узды, металлическая посуда и пр.
Важными были и установившиеся в VII в. до н. э. торговые связи с греческим миром. В курганах и на поселениях в различных частях Скифии (в Степи, Крыму, на Тамани, в Лесостепи) найдены греческие сосуды (целые и обломки) родосско-милетского происхождения, импортированные еще в доколониальный период. Основание греческих колоний на северном побережье Черного моря способствовало дальнейшему расширению таких связей. Во второй половине VI—V в. до н. э. главная роль в товарном обмене с местным населением принадлежала милетской колонии — Ольвии. Позднее, с конца V, и особенно в IV в. до н. э., торговая инициатива перешла к греческим городам Боспора.
Из Скифии вывозились скот, хлеб, мед, воск, рыба, кожа, а также «огромное количество безусловно отличных рабов» (Полибий), захваченных в походах. Главным невольничьим рынком в Северном Причерноморье был Танаис — город, расположенный в устье Дона.
В Скифию ввозились вино и оливковое масло в амфорах, ткани, различные изделия греческого ремесла, в частности посуда, предметы туалета, украшения и пр. В мастерских греческих колоний, особенно в Ольвии и на Боспоре, предприимчивые мастера изготавливали предметы скифского обихода, предназначенные для сбыта в местной среде. Они отливали из бронзы посуду, в том числе котлы, зеркала, принадлежности уздечек и пр. Широкое распространение получило изготовление различных украшений и ювелирных изделий: золотых бляшек на одежду, ожерелий, браслетов, колец, золотых и серебряных чаш, а также деталей отделки из золота для оружия.
Скифы поддерживали меновую торговлю с ахеменидским Ираном. В одном из Семибратних (синдо-меотских) курганов на Тамани найден прекрасный серебряный ритон (сосуд для вина в виде рога) древнеиранской работы. На протяжении всего скифского времени развивались торговые связи с фракийскими племенами Карпато-Дунайского бассейна, особенно усилившиеся в IV—III вв. до н. э.
О торговом пути из Скифии на восток, вплоть до Уральских гор и далее в страну исседонов, и на север, по которому ходили скифские купцы, сообщалось выше. Существование его подтверждается и археологическими находками, свидетельствующими о торговых связях скифов с племенами Прикамья, савроматами Поволжья и Приуралья. Вещи скифского типа, полученные в результате обмена, встречаются у племен скифской периферии: у синдо-меотов Прикубанья, тавров Горного Крыма, фракийских народов, населения милоградской и юхновской культур Полесья. Из стран Малой Азии в Скифию поступало большое количество бус из финикийского стекла и пасты. Из Прибалтики ввозился янтарь. Торговля у скифов оставалась меновой. Эквивалентом обмена, как и у многих других древних народов, очевидно, служил скот.
Развитие обмена породило стремление к увеличению его объема как путем расширения хозяйственной деятельности, так и насильственным присвоением чужого имущества в результате походов и получения дани. Все это не могло не содействовать накоплению богатства в руках отдельных лиц и углублению, таким образом, социально-имущественной дифференциации. Подобное положение вещей отметили современники скифов. Вот что пишет Страбон: «Надо сказать, что наш образ жизни почти у всех произвел перемену к худшему, внося роскошь, пристрастие к удовольствиям и для удовлетворения этих страстей множество безнравственных средств к обогащению. Такая испорченность нравов в значительной степени проникла к варварам, между прочим, и к номадам. Последние со времени знакомства с морем сразу сделались хуже: стали разбойничать, убивать иностранцев и, вступая в сношения со многими народами, перенимать у них роскошь и торгашество».
Широкое проникновение в Скифию изделий греческого ремесла обусловило упадок отдельных видов местных ремесел, таких, как гончарное, косторезное, бронзолитейное и ювелирное.
Общественный строй Скифии.
В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время скифских походов в Переднюю Азию и при сдерживании полчищ персидского царя Дария I. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли собой, по-видимому, союз племен, включавший три подразделения, каждое из которых имело собственную территорию и находилось под властью своего царя. Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.
В IV в. до н. э. власть над всеми скифскими племенами сосредоточилась в руках одного царя — Атея. Концентрация власти была важным шагом на пути превращения союза племен в единую народность, объединенную под единым управлением.
Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными»; современники называют их также «свободными скифами», или собственно скифами. По отношению к этой господствующей группе остальные племена были зависимыми, «подвластными», «рабами». В основе этой зависимости, безусловно, лежали отношения данничества, опиравшиеся на военное принуждение. Неуплата дани являлась прямым поводом к войне со всеми ее последствиями — разграблением имущества, пленом, рабством и пр. Но даже выполнение даннических обязательств не гарантировало от набегов. В таких случаях действовали отдельные отряды по собственной инициативе, а не по «общему решению». Прекрасная иллюстрация подобного положения содержится в рассказе Лукиана. В ответ на жалобы боспорцев об участившихся набегах скифские послы отвечали, что эти отряды «не высылаются по общему решению, а каждый из них занимается грабежом на свой страх, ради прибыли», и что в этом случае обороняющаяся сторона сама может наказать их, если сумеет.
Форма зависимости подвластных народов от царских скифов, по-видимому, была различной. В одних случаях она могла быть более мягкой, такой, к примеру, как во взаимоотношениях со скифами-кочевниками и скифами-земледельцами, в других — более жесткой, как со скифами-пахарями и фракийскими племенами. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, нежели этнически чуждые.
В сообщениях Клеарха Солийского (IV в. до н. э.) имеются свидетельства об особой жестокости по отношению к покоренным народам, в частности к подвластным фракийцам. «Предавшись же роскоши и притом весьма сильно… они (скифы) дошли до такой степени жестокости и высокомерия, что у всех людей, с которыми вступали в сношения, стали отрезать концы носов… Женщины же их татуировали тела женщин фракийцев, живших вокруг них к западу и северу… Над всеми же они господствовали так надменно, что рабское служение у них, ни для кого не бесслезное, перенесло и в следующие поколения выражение «от скифов», показывая этим каким оно было».
Уже на заре своей истории скифское общество выступало как весьма сложное образование. Внешней формой общественных отношений оставалась родоплеменная структура, однако основы ее уже были подорваны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.
Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой был скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. В руках богачей сосредоточивались огромные стада, в то время как другая часть населения находилась в бедственном положении, не имея даже того минимума скота, который мог бы обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства.
Мерилом богатства у скифов с весьма раннего времени являлись также золотые украшения, предметы оружия и узды, золотые чаши и утварь. Источники, например, сообщают, что одно из знатных лиц в Прикубанье владело десятью золотыми чашами, восемью-десятью четырехместными повозками, множеством табунов лошадей, стад крупного рогатого скота и отар овец. Скифской знати противостояла масса рядового населения, большинство которого имело по одной повозке, запряженной парой волов, и поэтому называлось «восьминогим». Но были еще более бедные. Об одном из них рассказал греческий поэт Пиндар (V в. до н. э.): «Среди кочевников-скифов блуждает Стратон, не имеющий дома, перевозимого на повозке». «Не имеющий там повозки считается бесчестным (неуважаемым)»,—добавляет к этому комментатор. Псевдо-Гиппократ (V в. до н. э.) упоминает о скифских богачах, которые считались «самыми благородными и пользующимися наибольшим могуществом» людьми в Скифии. У него же сказано и о существовании скифской безлошадной бедноты, принадлежащей к числу людей «самого низкого происхождения».
Скифские курганы дают представление о многогранной жизни и сложной социальной структуре скифского общества. Среди них — погребения скифских царей, представителей военно-родовой аристократической верхушки, знатных и богатых скифов, зажиточных людей, представителей рядового населения, бедноты и рабов. Такое социальное и имущественное деление несло в себе зависимость одной части населения Скифии от другой, с сохранением, однако, внешних форм родовых отношений. Замечательной иллюстрацией такому утверждению является серебряная с позолотой чаша из Гаймановой Могилы, на которой изображены скифские вельможи и раболепно прислуживающие рядовые скифы. Пожалуй, это единственное произведение, которое так выразительно передает социальное неравенство, существовавшее в скифском обществе.
Скифы вели счет родства по мужской линии. Старшие сыновья получали долю имущества еще при жизни главы дома. Наследником отцовского хозяйства становился младший из сыновей.
Женщины занимали подчиненное положение. Их жизнь была посвящена домашним занятиям и обслуживанию семьи. У скифов существовало многоженство, и старшая жена занимала более привилегированное положение.
Об этом можно судить при рассмотрении состава лиц, погребенных в скифских курганах. В униженном положении находились наложницы.
В среде скифянок поощрялись военные упражнения и владение оружием. В курганах Степной и Лесостепной Скифии найдено немало погребений женщин (преимущественно молодых), при которых помимо женских принадлежностей (украшений, зеркал, пряслиц от веретен) встречаются также и предметы вооружения, такие, как колчаны со стрелами, копья и камни от пращей. Этот факт в определенной степени изменяет сложившееся представление о бесправии и замкнутом образе жизни скифских женщин, о чем пишут античные авторы.
Людей, захваченных в плен, скифы превращали в рабов и продавали грекам. Однако часть оставалась в услужении скифов. Рабство в скифской среде было весьма обычным. Рабы использовались на различных работах по уходу за скотом и особенно в хозяйстве, в быту, в качестве личных слуг. Рабство было очень суровым. В скифских курганах, причем не только в могилах знати, но и в могилах представителей средних и рядовых слоев общества, часто встречаются захоронения людей, положенных в ногах господ, за стенками могил, без вещей, нередко в скорченном положении. Вся обстановка погребального ритуала таких лиц свидетельствует о полном их рабском бесправии и униженности как при жизни, так и после смерти. В условиях натурального хозяйства кочевников рабство у скифов, хотя оставалось патриархальным, домашним, охватывало большое число людей, но не составляло основы производства.
Самим скифам, которые попадали в плен, угрожали смерть или рабство. Спасением от такой участи мог служить выкуп. Паролем, означавшим отправку посольства с целью переговора о выкупе, являлось слово «зирин», что означало «золото». Естественно, что оказаться спасенными в таком положении могли преимущественно скифские богачи и знать, а не рядовые скифы.
Для поддержания своего господствующего положения скифы должны были иметь большое, хорошо вооруженное и дисциплинированное войско. Естественной формой такой военной организации было всенародное ополчение, созданное на основе деления по родам и племенам, стимулирующее сохранение военных традиций, коллективной чести и выработанных нравственных норм. Так, родоплеменная структура, утратив в значительной степени свои первоначальные социальные и производственные функции, продолжала стойко сохраняться в форме военной организации общества. Другим фактором, который способствовал сохранению родовых устоев, являлась общинная собственность на землю.
Во главе страны стояли цари (сначала — три, потом — один) и родовые старейшины, которые являлись также начальниками воинских подразделений. Власть царей была наследственной, сильной и деспотичной. Существовало представление о божественном происхождении царского рода. Цари исполняли судебные, а частично и жреческие функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью. Тягчайшим преступлением считалось покушение на жизнь царя путем колдовства. Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, отобранная из числа лучших воинов, независимо от родового деления.
В то же время власть царя в какой-то степени ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом было народное собрание — «совет скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода. Характерно, что в рассказах Геродота все важнейшие решения принимались не от имени царя, а от «всех скифов».
Со временем власть царя и его ближайшего окружения усилилась, а значение органов родового строя ослабело. Известно, что царь Атей самостоятельно и единолично решал вопросы престолонаследия. Так, он обещал Филиппу Македонскому за оказание военной помощи в войне с Истрией сделать его своим «сыном», «преемником», т. е. царем Скифии. В данном случае это был лишь дипломатический маневр. От своего обещания Атей отказался, как только отпала в этом необходимость, однако сама возможность такого факта указывает на то, как окрепло единовластие скифских царей, расширилось их право решать кардинальные вопросы скифского общества.
Атей понимал, что могущество скифов в значительной степени зависит от сохранения демократических традиций военно-родовой организации, которая к тому времени была уже подорвана обострением социальных противоречий, и делал все возможное, чтобы сохранить их. Эта политическая тенденция нашла отражение в письменных источниках и изобразительном искусстве того времени.
Плутарх (около 46 — около 120 г. н. э.) наделяет Атея героическими чертами варварской простоты и военной доблести. В своих сочинениях он рассказывает, что Атей, чистя коня, спросил у присутствующих при этом македонских послов, делает ли это царь Филипп. Выслушав чудесную игру взятого в плен флейтиста, он сказал, что с большим удовольствием слушает ржание коня. В письме к Филиппу Атей писал: «Ты имеешь власть над македонцами, умеющими воевать с людьми, а я — над скифами, которые могут бороться и с голодом, и с жаждой». Идейная направленность этих противопоставлений едва ли требует объяснения.
Не случайно на монетах, которые выпускал Атей для поддержания своего политического престижа, он изображен в виде простого воина, на коне, с луком в руках, без каких-либо украшений и атрибутов царской власти. Очевидно, эти же идеи отражены в сценах из жизни скифов на чертомлыкской вазе и на золотой пекторали из Толстой Могилы. В первом случае художник изобразил ловлю, укрощение и седловку лошадей. На пекторали изображено стойбище кочевников. Сцены мирного повседневного труда. Юноши доят овец и сливают молоко. Два взрослых скифа, отложив в сторону гориты, шьют одежду из овчины. Люди окружены овцами, козами, лошадьми, коровами с молодняком. Чудесный растительный орнамент служит фоном для этих сцен. Все изображение проникнуто лиризмом, любовью к людям, природе и животным, к привольной кочевой жизни.
Кочевой быт и патриархальные обычаи не могли задержать развития процесса разложения общества, которое сохраняло только внешние формы родоплеменных связей. Именно этот процесс стал одной из причин упадка скифского могущества и распада Скифии.
Вопрос о существовании государства у скифов и времени его возникновения остается дискуссионным. Наиболее вероятным следует считать мнение, что скифское общество в своем развитии достигло раннеклассовых отношений и государственности, основанной на эксплуатации рабов, обедневших сородичей и, самое главное, даннической зависимости покоренных племен. В этом отношении общественный строй скифов мог быть близким к государственному устройству многих других кочевых народов древнего мира и средневековья.
Социальный строй земледельческих племен Скифии по внешним признакам мало чем отличался от социального строя степных кочевников. У земледельческих племен также существовала военная организация с ополчением из всего вооруженного свободного мужского населения. Власть вождя и родовой аристократии усилилась. Основу войска составляла тяжеловооруженная конница. Существовало патриархальное рабство, формы и проявления которого были такими же, как и у степных скифов.
Однако имущественные и социальные различия у земледельческих племен проявлялись менее резко, чем у степных кочевников. При оседлом ведении хозяйства количество скота в частном владении было ограниченным. Обрабатываемая земля находилась в собственности родовой общины и периодически перераспределялась между отдельными семьями. Этот порядок землепользования мог способствовать сохранению экономического значения больших патриархальных семей и сдерживал рост частной собственности. В таких условиях родоплеменной уклад сохранял не только внешнюю форму, но и реальную экономическую сущность, оставаясь главной формой общественных отношений.
Земледельческие племена находились в даннической зависимости от степных скифов, что, несомненно, ложилось на них тяжким бременем. Стремясь максимально обезопасить себя и сохранить определенную независимость, они вынуждены были создавать и поддерживать систему укрепленных поселений.
Яркую характеристику взаимоотношений земледельческого населения, обитавшего в Крыму, со степными скифами дает Страбон. «Номады,— пишет он,— занимаются больше войной, чем разбоем, и войны ведут из-за дани: предоставив землю во владение привыкшим заниматься земледелием, они довольствуются получением установленной умеренной дани… в случае же неуплаты… начинают с ними войну… А не платят им те, кто уверен в своих силах так, что может или легко отразить нападающих или воспрепятствовать вторжению… Земледельцы же, хотя и слывут в отношении воинственности людьми более мирными и более цивилизованными, но, будучи корыстолюбивы и соприкасаясь с морем, не воздерживаются от разбоев и тому подобных средств обогащения».
Этот рассказ античного автора, очевидно, полностью соответствует отношениям, которые существовали между кочевыми скифами и земледельческим населением Лесостепи.
Несмотря на зависимое положение, земледельческие племена Скифии не утратили самоуправления и сохраняли самостоятельность во внутренней хозяйственной жизни. Они владели оружием, имели своих вождей, знать и старейшин, жили по своим законам.
Военно-родовая верхушка поддерживала союзнические отношения с господствующими слоями скифского общества для того, чтобы получать определенные выгоды от совместного участия в военных походах, а также от торговых контактов, осуществляемых при их посредничестве с кочевым населением степей, с греческими колониями Северного Причерноморья, фракийцами, савроматами и др.