Средний палеолит. Уже в конце ашельского времени, возможно, под влиянием все усиливающегося похолодания, наступившего в связи с распространением днепровского оледенения, вначале более заметного в горных областях Европы и Кавказа, начались передвижения человеческих коллективов во всей ойкумене расселения человека в Евразии.
В Восточной Европе время это охватывает конец лихвинского межледниковья, днепровское оледенение, микулинское межледниковье и самое начало валдайского оледенения (конец миндель-рисса, рисе, рисс-вюрм, начало вюрма). Этот огромный промежуток времени, начавшийся около 100— 120 тыс. лет и закончившийся примерно около 40 тыс. лет назад, вмещает в себя весь средний палеолит, в основном представленный мустьерской эпохой.
В мустьерский период происходит интенсивное заселение человеком почти всей южной половины Восточной Европы. Основным резервуаром, откуда шло заселение, был Кавказ. Однако вовсе не исключается и проникновение отдельных групп мустьерцев в Восточную Европу из Западной Европы через Карпаты и из Балкан через Добруджу. Из южных областей Европейской части СССР расселение шло к северу и достигало бассейна Десны и, вероятно, далее к северу.
Микулинское межледниковье для Восточной Европы — это время сравнительно мягкого климатического оптимума, хотя и со своими выраженными чертами континентальности, впрочем, все более усиливавшейся в связи с наступлением на северную часть Европейской половины СССР валдайского (вюрмского) оледенения.
На территории Украины получили распространение степи. Они перемежались с лиственными и хвойными лесами, изобиловавшими разнообразной дичью. Дикие лошади, бизоны, гигантские олени, сайгаки, дикие ослы являлись постоянными промысловыми животными. Распространились мамонты и шерстистые носороги. В лесных чащобах и буераках, в степях и в горных теснинах водились хищники. Медведи, волки, пещерные гиены, львы, лисы тоже часто становились охотничьей добычей, главным образом ради меха. Собирательство различных дикорастущих плодов, ягод и т. п. продолжало играть немаловажную роль в экономике мустьерского человека.
В мустьерское время люди расселились почти по всей нынешней территории Украины. Среднепалеолитические поселения известны в Донбассе, Крыму, Поднепровье и на Десне, в Поднестровье, в западных областях Украины — по обе стороны Карпат. Сейчас известно более 80 мустьерских местонахождений. Плотность населения на Украине в это время была значительно большей, чем заселенность ее в ашельский период. Наиболее полно изучен средний палеолит.в Крыму. Здесь обследовано около тысячи скалистых образований — пещер, гротов, навесов. Из них только в 10—12 найдены остатки культуры мустьерского человека, т. е. заселена была всего лишь около 1/100 скалистых полостей, могущих служить убежищем для человека.Каждое пещерное поселение являлось осенне-зимним обиталищем в укрытых узких долинах горных рек, недалеко от выхода их па пониженные участки рельефа — основные охотничьи угодья.
Подсчеты обжитых площадей в скалистых убежищах, количество и размеры обнаруженных в них очагов и другие данные показывают, что в пещерных поселениях проживало по 2—4 семьи, численностью по 6—7 человек в каждой. Пещеры посещались многие десятки и сотни лет. Есть основания заключить, что в Крыму в мустьерский период проживало 200— 250 человек. Примерная плотность населения составляла около 1 человека на 60 км2 (ориентируясь на подсчет полезных охотничьих угодий). Сравнительно высокая плотность мустьерского населения на единицу площади в Крыму объясняется рядом его преимуществ перед другими более северными территориями. Крым отличался от них сравнительно мягким климатом, более длительным вегетативным периодом растений и сезонными скоплениями здесь мигрирующих с севера копытных животных. В мустьерское время наблюдается значительный рост экономического благосостояния человеческих сообществ и их культуры.
В среднем плейстоцене в связи с все нарастающим наступлением ледникового похолодания совершенствуется и технически усложняется домостроительство. Используя крупные кости мамонта и других млекопитающих, а также дерево для возведения остова или каркаса жилых конструкций с последующим перекрытием его шкурами, человек строит наземные жилища. По форме и внутреннему устройству они очень напоминают яранги северных народностей. Такие жилища иногда сооружались возле пещерных убежищ; они служили утепленными пристанищами для семейных групп.
Численно возраставшие охотничьи коллективы нуждались в совершенствовании и обновлении охотничьего ‘ вооружения. Вырабатываются два основных орудия из кремня — остроконечник и скребло. Изготовляются они в различных технических вариантах, в соответствии с местными производственными традициями. Остроконечник — это орудие повседневного мужского труда (употреблялся он и как орудие метательного назначения и в качестве ножа для свежевания дичи). Скребло — по преимуществу орудие женского труда. Оно служило для обработки шкур и самых различных хозяйственных надобностей. Очень широко использовались и плоские кремневые отщепы. Края таких орудий служили для резания, скобления, строгания и т. п.
Важным техническим достижением мустьерцев было внедрение в качестве метательного орудия дротика, оснащенного кремневым остроконечником. Это, пожалуй, первое целенаправленное, специально изготовленное орудие дистанционного действия и многократного употребления. Изготовление и применение такого орудия требовало прочных, устойчивых трудовых навыков и мастерства, физической приспособленности и совершенства руки.
Сравнительно высоким производственным функциям, включающим и такие процессы, как сооружение жилищ и точная отделка метательных орудий, и само действие копьеметания, должна была соответствовать определенная физическая организация самого человека. Биологический тип неандертальца — носителя мустьерской культуры, видимо, вполне отвечал уровню развития создаваемых им самим производительных сил. Физический облик неандертальского человека восстанавливается по костям скелетов, найденных в Европе, на Ближнем» Востоке, в Узбекистане и в Крыму. Внешность неандертальца еще не утратила некоторых звероподобных, атавистических черт. Невысокого роста, заметно сутулый, с массивной головой, тяжелой нижней челюстью и покатым кзади лбом — таков был вид палеоантропа.
Производственные навыки и проявления интеллекта неандертальца — это значительный шаг вперед. Постоянная борьба с суровой природой, величайшие трудности добычи средств существования вырабатывали у неандертальца качества, способствовавшие преодолению невзгод, активную приспособляемость, усиливали социальную сплоченность, коллективизм. Рефлекторность на внешние раздражители, присущая животным, уступает место сознательным реакциям, определившим весь социально-психологический склад палеоантропа. Звуковая речь неандертальца, даже в самом примитивном ее проявлении, послужила объединяющим началом, укреплявшим социальную сущность общинной организации. Система конкретного мышления, возникшая в результате тесного взаимодействия человека с природой, дает уже ростки отвлеченных представлений, связанных в первую очередь с производством и бытовым устройством, с необходимостью совершенствовать планомерность и целенаправленность действий. Словом, физическая и психологическая организация палеоантропов составляла уже во многих отношениях сформировавшийся человеческий комплекс. «Человек,— писал В. И. Ленин,— не мог бы биологически приспособиться к среде, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления о ней».
Несмотря на низкий уровень состояния производительных сил и крайне еще слабое развитие положительных знаний, неандертальцу были свойственны иррациональные формы мышления, как-то объяснявшие для него сущность некоторых непонятных явлений. Сейчас уже нет сомнений в том, например, что погребения палеоантропов в пещерах сопровождались определенными ритуалами, выражавшими озабоченность судьбою умерших, захоронением усопших на месте жилья, в среде сородичей, у очагов. В Крыму при раскопках мустьерских поселений в гроте Киик-Коба и в навесах Заскальных (оба местонахождения расположены в Восточном Крыму, недалеко от г. Белогорска), а также в скалистом убежище Староселье, что в пригороде Бахчисарая, обнаружены костные останки по меньшей мере шести палеоантропов; все особи разного возраста и различной сохранности. Крымские останки палеоантропов — это самое большое собрание костей неандертальцев в СССР. Изучение ископаемых костей неандертальцев из Крыма, помимо важных выводов биологического порядка, позволило установить и ряд черт социального значения.
В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении. Подросток в Заскальном тоже был захоронен в скорченном положении в погребальной яме. Преднамеренность захоронений и сопровождение их определенным ритуалом здесь очевидны. Очевидно и то, что погребения произведены на месте жилья. Стало быть, у палеоантропов в Крыму уже выработалась определенная обрядность при захоронениях. Очень возможно, что обрядность эта связана с ранними формами анимистических представлений, с идеями возрождения, обратимости, охватившими почти все древнее человечество. Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, отошедшими ко сну. Интересно, что аналогичная обрядность существовала почти во всех ареалах расселения неандертальского человека. Является ли это следствием трансконтинентальных миграций палеоаитропов или результатом стадиальности в развитии иррационального, вотивного мышления, остается пока не решенной проблемой.
Обращают на себя внимание и другие наблюдения, сделанные при изучении захоронений палеоантропов. Анализируя половозрастной состав неандертальских погребений, например в зонах расселения их в Европе, можно заметить тенденцию предпочтительности захоронений детей и женщин в скалистых убежищах, на месте жилья. Оперируя малыми числами определимых индивидов, можно говорить только о тенденции к такой избирательности, выраженной в пропорции 20 (дети) : 8 (женщины) : 4 (мужчины). Даже крымские палеоантропы представлены тремя женскими особями и тремя детскими. Можно предположить, что традиция захоронения женщин на месте жилья, в скалистых убежищах, отражает матрилокальные и матрилинейные социальные порядки, не обязательно гинекократические в среде палеоантропов. При экзогамных внутрнобщинных отношениях, которые только и могли быть в малых обществах, мужчина принадлежал к чужеродной половине общины. Погребение женщин и детей на месте обитания большой семьи или малого рода было освещено матрилокально-родовыми социальными нормами, в основе которых лежали экзогамные порядки.
Как было сказано, среднепалеолитические неандертальские сообщества были численно невелики и состояли обычно из 2—4 семей. В таких семейно-родовых объединениях только треть населения могла участвовать в активном охотничьем труде. Остальная часть обитателей поселения оставалась в поселке — это женщины, дети,старики.
Социальная организация палеоаптропов основывалась, таким образом, на кровнородственных внутриобщинных отношениях. Община состояла из малых семей и управлялась порядками большой семьи или малого рода. Главным в таком социальном объединении оставался коллективистский характер основного производства, т. е. охоты, распределение же добычи могло быть посемейным. Локализация отдельных очагов на местах мустьерских поселений, их рассредоточенность как будто подтверждает сказанное.
В условиях не слишком большой разобщенности между мустьерскими общинами уже должны были сложиться постоянные связи между отдельными группами общин. Связи эти основывались не столько на поддержании экономических контактов, вероятно, возникавших в критические периоды недостатка в продуктах питания, сколько на семейно-брачных отношениях, обеспечивавших жизнедеятельность каждого из родовых объединений. Имели ли место групповые брачные отношения или уже складывалась парная семья в ее классическом понимании ячейки, целиком зависимой и входившей в общинное коллективистское хозяйство, сказать трудно.
В мустьерской общине было непременным естественное половое и возрастное разделение труда. Очень схематично разделение двух основных орудий — остроконечника для мужского труда и скребла для женского — служит только намеком на фактическое обоснование полового разделения труда у палеоантропов. И все же таковое должно было существовать вследствие биологических различий между полами и необходимости выполнять разные по своему содержанию работы по поддержанию жизни семьи, рода. Все, что связано с охотой, принадлежало мужчине. Домашнее хозяйство, воспитание детей, сохранение очага — это области применения женского труда.
Анатомическое и рентгенологическое изучение костей женщины из грота Киик-Коба установило патологические изменения в ее коленном сочленении. В области наколенника выявлено наличие костного вещества, разросшегося, как полагают анатомы, в результате продолжительного стояния на коленях во время тяжелых и длительных работ. Это явление связывают с трудовой домашней деятельностью женщины. Попутно при изучении останков женского костяка из грота Киик-Коба было обращено внимание и на дефектность костей на трех фалангах пальцев ноги. Состояние костей может свидетельствовать о перенесенном обморожении пальцев ног. Сам по себе это небольшой бытовой штрих, но в сумме с другими фактами он напоминает о суровом климатическом режиме в среднем и позднем антропогене.
Среднепалеолитические памятники Украины составляют важнейший исторический источник и не только из-за своей многочисленности. Они очень разнообразны по своим типам— это открытые поселения, пещерные убежища, кратковременные стойбища и охотничьи привалы, места добычи кремня и мастерские, где обрабатывали кремень. Весьма разнообразны мустьерские памятники и по своей культурно-этнографической окраске, что уже дает возможность группировать их по родственным отношениям. Различия или тождества в технике производства кремневых орудий свидетельствуют, таким образом, о различиях или общности этнографических традиций, свойственных мустьерским социальным объединениям.
В Донбассе (в бассейнах рек Волчья и Сухие Ялы) были найдены скопления расщепленных кремней и законченные орудия. Множество нуклеусов, или ядрищ, с которых скалывались плоские отщепы — заготовки для орудий, остроконечники, скребла и другие изделия из кремня, обнаружены в толще террасообразного берегового уступа у с. Антоновка. Среднепалеолитическое поселение у с. Антоновка — это наиболее крупный из немногих известных мустьерских памятников на востоке Украины. Он вместе с другими дает представление о достаточно прочной заселенности в среднем антропогене восточной половины Европейской части СССР.
Самым известным (не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами) районом распространения мустьерских местонахождений, как отмечалось, является Крым. Здесь сосредоточены поселения в пещерах, сохранивших слои с культурными остатками палеоантропов, залегающие в стратиграфическом порядке, т. е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела. Палеоботанический анализ содержания культурных слоев выявил в них и пыльцу древних растений, занесенную ветром и как бы законсервированную в сухих суглинистых отложениях пещер.
В 1924 г. в результате систематических поисков палеолита в Крыму был открыт грот Киик-Коба. В нем помимо большого количества различных остатков деятельности древнего человека были обнаружены и сами части скелетов палеоантропов. Грот Киик-Коба образовался под воздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 м над быстрой горной речкой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов известняковой кромки плато. Общая площадь грота несколько превышает 100 м2. В среднем палеолите грот заселялся дважды. Причем обитателями, оставившими нижний культурный слой, было освоено около 70 м2 площади, верхний — не более 50 м2. Недалеко от грота вытекает источник, которым, несомненно, пользовались неандертальцы.
На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов. В нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем — три очажка. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки. Орудия из нижнего слоя более примитивны, чем из верхнего. На них лежит печать аморфности, отмечается примитивность приемов раскалывания кремневых желваков, общее техническое несовершенство заготовок и самих орудий. Для верхнего культурного слоя характерно присутствие уже выработанных форм кремневых орудий, представленных остроконечниками и скреблами.
Материальная культура поселенцев верхнего культурного слоя грота Киик-Коба, с которым, кстати, и связывают оба обнаруженных здесь погребения, достигла уже довольно высокого уровня в сравнении с культурой обитателей грота, оставивших нижний культурный слой. Об этом можно судить по мастерству овладения приемами обработки кремня, тонкости отделки орудий и умению придавать им необходимую форму. Следует иметь в виду, что кремень — это твердая и хрупкая порода, малоподатливая для формовки.
Кости животных у палеоантропов не шли на изготовление орудий труда, хотя использовались в качестве наковаленок при отделке орудий. К концу мустье уже были сделаны первые опыты выделки орудий, в первую очередь прокалывающих (шильца и др.) из костей.
В процессе раскопок в Киик-Коба и анализа распространения археологического материала по жилой площадке удалось установить и некоторые бытовые детали, связанные с использованием грота как убежища. Замечено, что палеоантропы верхнего слоя оградили свое пещерное жилье от холодных ветров каким-то заслоном, быть может, сооруженным из ветвей, укрепленных в основании камнями. В одной из боковых ниш грота сохранились кости от частей туш, служивших, вероятно, запасом мяса.
Палеоантропы верхнего слоя из Киик-Коба, видимо, хорошо освоили различные способы охоты на крупную и мелкую дичь. Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнем, они широко применяли загонную охоту на обрывы скал. По найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц, а также различных грызунов, часть которых попала в отложения грота помимо участия человека.
Основными промысловыми животными были мамонт, крупный первобытный зубр, сайгак, гигантский и благородный олени, шерстистый носорог, дикая лошадь, дикий осел, дикий кабан. Добычей становились и хищники — медведь, волк, лисица, пещерная гиена. О масштабах охоты можно судить по костным остаткам животных, найденным при раскопках навеса Староселье. Подсчитано, что старосельскими палеоантропами было забито по меньшей мере 300 особей дикого осла. Но, по провизорным данным, они истребили более тысячи голов этого вида. Интересно, что обитатели мустьерского поселения близ станицы Ильской на Северном Кавказе добыли не менее 50 бизонов.
В целом фаунистический комплекс из грота Киик-Коба, впрочем, так же как и старосельский, имеет ярко выраженный степной характер с примесью лесных форм. Он как бы отражает географическое положение самого мустьерского поселения на границе степи и лесных предгорий. Малочисленность собранных в Киик-Коба угольков, пригодных для видовых определений растений, а также несовершенство методики определений их в то время дали ограниченный «спектр» растительности. Тут определены: можжевельник, крушина, клен.
Природная обстановка, сложившаяся в Крыму, способствовала развитию охоты на лесного и степного зверя и широкому собирательству диких растений, особенно в лесах. Фауна и флора Крыма дают представление о климатическом режиме с умеренно выраженной континентальностыо и развитием степей и даже полупустынь. Однако появление во второй половине среднего антропогена, или эпохи мустье, в фаунистических собраниях редко встречающихся в этот период холодолюбивых форм — песца, северного оленя, шерстистого носорога, альпийской галки (Киик-Коба — верхний слой, Староселье) — указывает на приближение нового наступления похолодания, связанного с распространением с севера ледника. О наступлении уже во второй половине мустьерского времени новых, более суровых условий для жизни, имеются собственно археологические свидетельства. При раскопках Чокурчинского грота в Симферополе были встречены очень своеобразные завалы крупных костей, особенно мамонта, сосредоточенные возле самого грота. То же самое отмечается и при раскопках Волчьего грота в Восточном Крыму, недалеко от пгт Зуя. Внимательное изучение этих завалов привело к заключению, что они представляют собою руины жилых сооружений, существовавших у палеоантропов одновременно с пещерными укрытиями. Ими пользовалась, по-видимому, физически наиболее слабая часть семейных общин, в сезоны стужи и непогоды.
Подтверждением тому, что уже в эпоху мустье, во второй половине развития этой культуры, существовали у палеоантропов округлые жилища типа недавних северных яранг, служат находки при раскопках в Молодове V на Днестре (Кельменецкий район Черновицкой области). Здесь на глубине более 10 м найдены остатки долговременного жилища округлой формы диаметром 5—8 м. Кроме основной центральной жилой камеры, оно имело еще две боковых пристройки. Все эти сооружения типа яранги широко распространились в позднем палеолите в связи с похолоданием и необходимостью уберечься от губительного его действия.
Большой интерес вызывают и раскопки среднепалеолитических поселений в Закарпатье. Особенно выделяются здесь исследования названных палеолитических местонахождений в Королеве. Помимо двух нижних горизонтов ашельского возраста. К этой же свите отложений относятся и шесть других культурных горизонтов. В них содержится огромное количество уникальных по своей научной значимости каменных изделий, изготовленных в так называемой леваллуазской технике раскалывания кремня. Это скребла, остроконечники, орудия ударного действия, выделанные из андезита и других пород камня.
Анализ форм и состава кремневых изделий дает представление о мастерстве древних умельцев, об орудиях и технических приемах обработки их. Он также свидетельствует и о древних межобщинных связях, о взаимообогащающих контактах между первобытными коллективами.
Культурные остатки, залегающие во всей толще отложений в Королево, дают пример преемственности производственных традиций в изготовлении орудий труда из камня в течение ашельского времени и почти всего среднего палеолита. Четкое стратиграфическое залегание археологических остатков, массовость находок в культурных горизонтах и большие научно-информативные возможности, связанные с комплексным изучением королевского палеолитического местонахождения, делают его опорным памятником в исследовании палеолита Центрально-Европейского региона.