Племена тшинецко-комаровской культуры. На территории, ранее занятой племенами культур шнуровой керамики, сложились новые племенные образования, одним из которых были племена тшинецко-комаровской общности.
Значительная часть современной территории Северной Украины, Южной Белоруссии и Восточной Польши в XV—XI вв. до н. э. была заселена группой племен, близких между собой культурой и, вероятно, этническим составом, которые получили название тшинецких (от могильника Тшинца вблизи г. Пулавы в Польше). Группа родственных им комаровских племен занимала в это время Прикарпатье и Поднестровье (свое название они получили от с. Комаров Галичского района Ивано-Франковской области, неподалеку от которого впервые обнаружены поселение и могильник этой культуры).
По мнению многих исследователей, племена тшинецко-комаровской общности полесских районов современных Украины, Белоруссии и Польши были древними праславянами и прабалтами — предшественниками восточных и западных славян и балтов.
Материальная культура тшинецких и комаровских племен настолько близка, что исследователи не всегда могут точно определить, к какой из них следует отнести тот или другой памятник. Но все же в культуре племен, которые входили в состав тшинецко-комаровской общности, в отдельных районах их распространения имеются некоторые отличия. Особенно выразительны они у племен Верхнего Поднепровья, Подесенья и Сейма, получивших название сосницких. Здесь довольно долго существовали традиции неолитических племен, которые пережили медный век и как отголосок далекого прошлого развились в культуре сосницких племен.
Население тшинецко-комаровской культуры селилось вблизи водоемов, на дюнных возвышенностях и останцах, в поймах рек или же на боровых террасах. Среди большого количества поселений сравнительно хорошо сохранились немногие — большей частью они разрушены. Исследованные поселения дают возможность восстановить их планировку, размеры и характер жилищ.
Эталонным памятником не только для этой полосы является поселение Пустынна вблизи с. Мнево Черниговской области. Оно было расположено на древнем острововидном образовании среди заболоченной старицы левого берега Днепра. Длина поселения — 600 м, ширина — 200 м. На нем обнаружены остатки 35 построек, из которых 20 — жилые, остальные — хозяйственные. Характерна уличная планировка жилищ. Они располагались вдоль берега двумя рядами, с незастроенной площадкой в центре. Жилища представляли собой большие прямоугольной формы землянки, состоявшие из двух помещений. Площадь таких жилищ составляла 50—70 м2. Несколько обособленно строились культовые сооружения. Внутри одного из них обнаружен небольшой ров, заполненный разбитыми и целыми зернотерками и кальцинированными костями. Во втором найден жертвенник. Наличие этих предметов дает возможность говорить о проявлении земледельческого культа.
Для строительства жилищ широко использовали дерево. Деревянный каркас составлял основу стен и крыши. Внутри стены обмазывались глиной. Двускатная крыша покрывалась камышом. Земляной пол в отдельных местах выкладывался глиняными вальками — своеобразным кирпичом, обмазанным сверху глиной. В каждом жилище проживало 10—15 человек, т. е. практически в нем размещалась одна большая семья. Следовательно, всего на поселении могло быть около 300 человек. Если учесть следы многих поселений и в пойме, и на боровых террасах, напрашивается вывод, что густота населения здесь была не меньшей, чем в степной полосе. Племена, жившие в Прикарпатье и Поднестровье, строили наземные жилища прямоугольной формы, представлявшие собой большие по размерам однокамерные помещения, нижняя часть которых выкладывалась камнем, а стены были из дерева (с. Комаров).
Территория, которую занимали тшинецко-комаровские племена (Лесостепь и Полесье), характеризовалась умеренно влажным климатом и практически не знала стойких, присущих Степи, засух. Лесостепные районы были почти одинаково пригодны для развития как земледелия, так и скотоводства. Богатством Полесья были леса и пастбища.
Доказательством существования земледелия у тшинецко-комаровских племен являются отпечатки на кусках глины зерен пшеницы двух сортов и ячменя (с. Комаров), а также наличие орудии, связанных с этой отраслью: серпов, зернотерок, растиральников. Земледелие являлось основой хозяйства. Такой характер нашел отражение и в культе. На поселении Пустынка открыто помещение, где совершались отправления земледельческого культа: здесь найдено много разбитых и целых зернотерок. У племен, живших в Прикарпатье и Поднестровье, этот культ нашел отражение в погребальных памятниках. Приобрел распространение обычай окружать погребения кромлехами, символизировавшими солнце. Поклонение солнцу было перенесено и па предметы быта, в частности на посуду. На некоторых горшках есть изображения солярных знаков. Как считают исследователи, Северная Украина — это один из районов, в которых распространение пашенного земледелия можно отнести к концу III тысячелетия до н. э.
Наряду с земледелием тшинецко-комаровскне племена занимались приселищным скотоводством — разводили крупный рогатый скот и лошадей. В Полесье, где росли густые дубовые рощи, развивалось свиноводство. Большое количество лесов и водоемов давало возможность заниматься охотой и рыболовством. Развитым было прядение и ткачество. Среди других домашних промыслов следует выделить гончарство. Оно давало разнообразную посуду. Это тюльпановидные горшки, украшенные преимущественно прочерченно-линейным орнаментом, миски, черпаки, кубки, дуршлаги.
Имеются сведения, свидетельствующие о наличии местной металлообработки, хотя она не достигла такого уровня, как у срубных племен. На некоторых поселениях (Зазимье Киевской области, Волынцево Сумской области) найдены литейные формы для отливки кельтов, долот, топоров. Но основное количество металлических изделий поступало путем обмена. Это прежде всего украшения — булавки, браслеты, бусы. Непосредственная близость тшинецко-комаровских племен Прикарпатья и Поднестровья к карпато-дунайскому металлургическому центру не могла не сказаться на количестве найденных здесь металлических изделий.
Вместе с тем высокого уровня достигает обработка камня. Существовали специальные мастерские по изготовлению каменных орудий. Они были исследованы в районе Кременца Тернопольской области. Некоторые из них имели специализированный характер: орудия там делали только одного типа. Характерно, что изготовление в это время серпов, как продолжение развития подобных изделий, распространенных раньше у племен культур шнуровой керамики, достигло наивысшего совершенства. В Полесье на протяжении всего бронзового века основным материалом для изготовления орудий труда и оружия был камень.
Умерших хоронили под курганами и в грунтовых могильниках по обряду трупоположения и трупосожжения. Последний был известен на этой территории еще у трипольских племен. Кроме того, в Поднестровье и Прикарпатье был также распространен обычай хоронить умерших в каменных гробницах. Рядом с покойником ставили посуду, клали орудия труда, оружие и разнообразные украшения. В одном из погребений найдены даже золотые вещи (с. Комаров). Однако часто в могилу вещей не клали. Наличие богатых и бедных погребений свидетельствует о существовании у тшинецко-комаровских племен имущественной и социальной дифференциации.
Со временем в разных районах, занятых тшинецкими и комаровскими племенами, все более четко прослеживаются отличия, приведшие наконец к появлению новых культурных образований. Племена тшинецкой культуры приняли участие в сложении лужицкой культуры. Считают, что на основе культуры комаровских племен в Лесостепном Правобережье Украины сформировалась белогрудовская культура.